31 октября 2020 13:50

31 октября 2020 13:50

фото: wikimedia.org

Ремонту подлежит

Иркутские учёные создали принципиально новый тип радиатора для охлаждения оборудования тепловоза

Зиминские ремонтники оценили перспективность представленного им на экспертизу элемента системы охлаждения и собрали под него испытательный стенд, про который уже сейчас говорят, что за ним будущее.

Несколько опытных образцов радиаторных секций авторы идеи – работники кафедры «Электроподвижной состав» Иркутского государственного университета путей сообщения – заказали на Шадринском автоагрегатном заводе для апробации радиаторов в эксплуатационном локомотивном депо Иркутск-сортировочный. Здесь в начале 2013 года на один из тепловозов установили секции радиатора нового типа. А через год эксплуатации, в течение которого, сразу следует отметить, они ни разу не подвели, отправили на экспертизу в ремонтное локомотивное депо Зима.

Идея наших учёных подавать охлаждённый воздух в радиаторы по трубкам, между которыми курсирует вода, то есть поменять позиции движения жидкости и атмосферного газа в классической системе, дала результат.

– Это оказалось принципиально новой конструкцией радиатора для охлаждения оборудования тепловоза, с хорошей степенью надёжности в работе. Но нас, ремонтников, порадовало в первую очередь другое: предложенный учёными ИрГУПСа радиатор можно ремонтировать. И не только в условиях завода. Провести ремонт данного оборудования реально в стенах депо, – рассказывает начальник ремонтного локомотивного депо Зима Алексей Бурлаков.

Командир предприятия возглавил трудовой коллектив в августе 2014 года. На момент проведения экспертизы занимал должность главного инженера. Оценив с рационализаторами депо идею учёных по достоинству, уверенный в её перспективности, вместе с коллегами взялся за создание испытательного стенда для радиаторов нового типа.

В ходе проводимой работы у главного инженера Бурлакова родилось предложение, как усовершенствовать опытный образец – использовать турбулентные вставки, применение которых позволит существенно повысить степень охлаждения системы, сохраняя её надёжность. Рационализаторскую идею с производства учёные оценили сразу, как и стенд, который пополнил вузовскую лабораторию.

Чтобы создать радиатор нового типа, по-требуется вложить средств примерно на одну треть больше, чем их ушло бы на изготовление оборудования старого образца. Но...

– Мы ожидаем солидного экономического эффекта от своей идеи, – рассказывает заведующий кафедрой «Электроподвижной состав» кандидат технических наук Олег Мельниченко, куратор разработки. – Что имеют локомотивщики, эксплуатируя секции радиатора старого образца? За год их сменяют до 60%. И по техническим требованиям вышедшие из строя секции не должны подвергаться ремонту. Какой результат можно получить, внедрив в эксплуатацию радиатор нового типа? Срок работы от трёх до пяти лет. И в случае небольшой поломки секции отремонтировать её можно будет в условиях депо, а если посерьёзней – то на заводе. Даже во время нахождения тепловоза в пути, если вдруг радиатор дал течь, машинист сможет сам устранить её на короткое время и доставить локомотив в пункт назначения. Если сравнивать старый тип радиатора и наш, новый, можно сказать, что мы создали долговечный.

В этом году в ОАО «РЖД» было принято решение о выпуске малой партии радиаторов нового типа, которых бы хватило для оснащения десяти тепловозов. Полигоном для испытания серии станет Восточно-Сибирская железная дорога. Мониторинг работы оборудования учёные ИрГУПСа берут на себя, чтобы довести свою разработку до массового производства.

От редакции

У истоков создания радиатора нового типа стоял молодой учёный, безвременно ушедший Даниил Коноваленко. Со своим проектом он успешно выступил на конкурсе «Новое звено» в Москве в 2010 году.

Лейла Мустафаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31