25 октября 2020 22:40

25 октября 2020 22:40

фото: Борис Ступин

Память сердца не ведает забвения

Музей истории – это то место, где прошлое встречается с настоящим

12 ноября хранителю трудовой истории Улан-Удэнского региона (отделения) Виктору Фролову исполняется 85 лет.

Вспоминается октябрь 1985 года. Тогдашний начальник локомотивного депо Улан-Удэ Анатолий Коренев предложил мне:

– Хотите поглубже узнать специфику работы предприятия, изведать, так сказать, дух труда локомотивщика? Тогда вам необходимо побывать в музее нашего депо.

Так состоялось моё знакомство с Виктором Фроловым. В ту пору Виктор Васильевич возглавлял местный совет ветеранов и одновременно музей боевой и трудовой славы депо.

С первых минут общения мой собеседник удивил своей незаурядной эрудицией, умением доходчиво рассказывать о знаменательных исторических событиях.

Особо увлекательно Виктор Васильевич поведал о периоде освоения тепловозной и электровозной тяги в 60–70-х годах. На главном ходу Восточно-Сибирской к концу 1960 года основные перевозки осуществлялись прогрессивными видами тяги. Но участок Слюдянка – Улан-Удэ – Петровский Завод по-прежнему работал на паровозной тяге. Депо Улан-Удэ уже было не в состоянии справляться с потоком грузов, особенно в чётном направлении.


По словам Фролова, первые десять тепловозов серии ТЭ-3 прибыли на Улан-Удэнское отделение в 1961 году. Волнующей и торжественной была их встреча. Они прибывали с поездами и после смены бригад следовали до Петровского Завода, таким образом с ходу включаясь в работу.

Первый поезд на тепловозной тяге в Улан-Удэ привёл машинист Ибрагим Сайфутдинов с помощником Василием Черниковым. К слову, тепловозную колонну впоследствии возглавил молодой инженер Евгений Каляев, ставший затем начальником ТЧ Улан-Удэ. В общем, только успевай впитывать в свою журналистскую копилку «дух улан-удэнских локомотивщиков»...

Позднее я задумался: откуда у этого человека столь обширные знания, глубокие суждения? Всё просто. Виктор Фролов – человек-эпоха. И это не какой-то надуманный пафос. Это суровая правда жизни. В августе 1941-го Вите шёл 13-й год, а его уже зачислили в группу помощников машиниста улан-удэнского ЖУ-2. Чуть позже курсант Фролов стал, помимо всего прочего, осваивать ремонт паровозов. Едва Виктору минуло 14 лет, его периодически стали привлекать к эксплуатационной работе.

Он отдал производственной деятельности 43 года. Имеет права управления паровозом и тепловозом. Вот и получается, что Виктор Васильевич не столько свидетель, сколько самый что ни на есть активный участник многих знаменательных событий. И кому как не Фролову хранить память минувших лет.

О таких, как Виктор Васильевич, говорят: «Старость его дома не застанет». После завершения работы в музее локомотивного депо он на какое-то время оказался как бы не у дел. Однако смиренно «сидеть на печи» ему ой как не хотелось.

– В 2004 году мне предложили возглавить музей нашего региона, – вспоминает Виктор Фролов.

И он, конечно, согласился. Не раздумывая.

Борис Ступин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31