22 октября 2020 15:05

22 октября 2020 15:05

фото: Сергей Ринчинов

Гранитный орешек БАМа

В рамках программы усиления магистрали будет построен второй Байкальский тоннель

С недавних пор жители Кутузовки (одного из микрорайонов Северобайкальска, где в основном проживают железнодорожники) «выпукло и зримо» ощутили прибытие на БАМ этого мощного строительного подразделения: днём и ночью большегрузный автотранспорт с броской надписью на ветровых стёклах «ТО-12» доставляет на обосновавшуюся здесь промбазу самые разные грузы.

В начале было слово…

У 34-летнего начальника участка ООО «Тоннельный отряд № 12 БАМтоннельстрой» Андрея Попова за плечами уже ряд масштабных строек: он возводил метро в Новосибирске, принимал участие в строительстве и реконструкции Коршуновских тоннелей, водосброса на Саяно-Шушенской ГЭС, Манского, Крольского и Томусинского тоннелей, «олимпийских» подземных коридоров в Сочи.

Так что опыт работы на подземных горизонтах у него солидный. И ещё ему не откажешь в даре предвидения (хотя он уверяет, что это совпадение, чистая случайность): в декабре 2012 года он купил квартиру в Северобайкальске, перевёз сюда семью, начал с женой Марией и двумя дочками обживаться на новом месте.

А тут уже в августе текущего, 2013 года главный инженер ТО-12 Игорь Метлинский объявил ему: по итогам совещания в Москве принято решение пробивать второй Байкальский тоннель, так что, мол, давай, действуй – нужно срочно создавать в Северобайкальске наш производственный участок, тебе и карты в руки – ты там уже местный человек…

Ну, надо так надо. Таким вот образом всё и завертелось, ведь строительство нового тоннеля предполагает основательную подготовку. Сегодня уже положено начало: возводится вахтовый посёлок близ западного портала действующего Байкальского тоннеля – на месте некогда стёртого с лица земли Гранитного готовится к вводу в эксплуатацию промбаза в Северобайкальске, попутно решаются вопросы электроснабжения, доставки личного состава к месту работ, обеспечения достойных санитарно-бытовых условий вахтовикам.

По данным разведки

По словам Андрея Попова, сегодня бригада проектировщиков ведёт изыскания на горных склонах, пробуривает разведочные скважины с целью выявления зон геотектонических разломов, определения крепости и состава породы.

После детального изучения архивных документов по строительству действующего Байкальского тоннеля и нынешних данных разведки сделан вывод: коллективу ТО-12 предстоит пройти не менее шести разломов. Выявлен также большой водоприток – более 200 кубометров в час. В связи с этой «большой водой» и проектировщики, и тоннелестроители склоняются к выводу: новый тоннель надо будет пробивать с запада, чтобы вода самотёком уходила по уклону и не заливала горно-проходческое оборудование и механизмы. Ведь в противном случае не оберёшься проблем с откачкой.

Причём здесь не забыта и экология: вода на выходе будет очищаться от вредных примесей – мазута, машинного масла и прочей грязи. После того как вода пройдёт горнило очистных сооружений, её чистота и химический состав будут соответствовать всем нормативным требованиям, так что хариусу в горных речках ничто не будет угрожать.

Фактор «большой воды» повлиял и на другое решение: помимо основного тоннеля длиной в 6800 метров будет пробита и разведочно-дренажная штольня, ибо действующая может не справиться с пропуском значительного дополнительного объёма воды. Правда, теперь у этого нового вспомогательного подземного сооружения будет другое, непривычное для бамовцев, гламурное название: сервисно-эвакуационная штольня (СЭШ). По мнению тоннелестроителей, в перспективе с этой СЭШ эксплуатационникам-железнодорожникам будет легче и проще обслуживать новый тоннель.

Согласно уже имеющемуся на руках моего собеседника «Предварительному календарному плану работ на 2013–2017 годы», на новый штурм отрогов Байкальского хребта отводится четыре года – за этот период должны быть построены и основной тоннель, и вышеупомянутая СЭШ.

Заметим, что ТО-12 воистину вернулся на круги своя – в достопамятные брежневские времена, на заре БАМа, он был создан в Гоуджеките и пробивал первый Байкальский тоннель с востока, а с запада навстречу ему шло ещё одно подразделение «БАМтоннельстроя» – ТО-19.

Ракета – в заданные сроки

По мнению тоннелестроителей, красная ракета – сигнал непосредственно к штурму горного склона – взовьётся в северное небо в заданные сроки: сейчас идёт интенсивная подготовка проектно-технической документации, утрясается ещё ряд вопросов относительно базового обоснования, геометрической схемы оси пути в новом тоннеле. А пока само «главное действующее лицо» будущего грандиозного исторического действа – механизированный тоннелепроходческий комплекс, или щит, Lovat RME375SE диаметром в 9,5 м находится, можно сказать, в разобранном состоянии: одна его половина уже доставлена по железной дороге на место, другая ещё только готовится к долгому многотысячекилометровому пути на север – с «олимпийских» югов.

По мнению Андрея Попова, это очень хорошая, современная и высокопроизводительная машина – шутка ли, планируемая скорость работ более 300 м в месяц! Она состоит из трёх частей: в первой вращающийся ротор с укреплёнными на нём твердосплавными шарошками вгрызается в горную твердь, во второй части щита – гриппере – идёт упор и продвижение машины, а в третьей, так называемой «юбке», производится обделка – сборка кольца из железобетонных сегментов (один такой блок весит около 10 тонн). Всего по периметру тоннеля укрепляется 6 сегментов, затем седьмой идёт замковым. Вот так оно и пойдёт: кольцо за кольцом, до полной и окончательной «закольцовки»…

Помимо очистных сооружений, на строительстве нового Байкальского тоннеля будет применяться и другое новшество – конвейерная откатка скальной породы. То есть вместо былых рычащих и нещадно дымящих соляркой тягачей – МоАЗов в строящемся тоннеле будет работать транспортёр, который тихо и без вреда для здоровья тоннелестроителей будет выдавать на-гора породу. Это позволит вести непрерывную проходку – будут только успевать меняться дневные и ночные смены проходчиков.

В Гранитном решено применить вахтовый метод: в течение месяца будут работать порядка 300 человек из Хабаровска, Красноярска, Хакасии и Северобайкальска. Затем у них будет месяц межвахтового отдыха, после чего, набравшись сил, они вновь сменят подуставших коллег…

Андрей Александрович особо отмечает, что в горах, в базовом посёлке, будет всё необходимое для жизни, труда и отдыха, то есть полная инфраструктура, за исключением только школы и детского сада. В общем, совсем не то, что было раньше, в незабвенную эру первых палаток и пикетов БАМа.

Также, оказывается, ушли в прошлое дедовские нивелиры и теодолиты. Сегодня участковый маркшейдер Александр Цопа с гордостью показывает своё новое импортное «вооружение» – замечательный тахеометр, вобравший в себя все современные достижения научно-технического прогресса, имеющий прямую связь с космосом. Все измерения он производит через спутники gps, и стоит он тоже прилично – более трёх миллионов рублей в пересчёте на наши деньги. Помимо этого чудо-прибора, у маркшейдеров участка имеется даже робот-автомат фирмы «Лейка». Он также способен мгновенно выдавать результаты самых разных измерений.

Так что есть уверенность: отряд особого назначения не промахнётся, точно пойдёт сквозь гранитную толщу по вышеупомянутой геометрической оси, быстро и качественно построит второй подземный коридор под Байкальским хребтом, в котором сегодня так нуждается северный ход Восточно-Сибирской железной дороги.

Сергей Ринчинов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31