20 октября 2020 06:44

20 октября 2020 06:44

фото: Сергей Ринчинов

На крыше – полный порядок

Важнейший узел локомотива требует к себе бережного, интеллигентного подхода

На Восточно-Сибирской железной дороге подводят итоги месячника «Токоприёмник», который стартовал в начале октября.

Цели месячника – обеспечение безопасности движения поездов и своевременного выявления предотказных состояний устройств контактной сети и крышевого оборудования электроподвижного состава в хозяйстве электроснабжения Дирекции инфраструктуры, дирекциях тяги и по ремонту тягового подвижного состава.

Необходимость проведения целевого мероприятия связана с тем, что на дороге продолжаются случаи изломов токоприёмников электроподвижного состава в пути следования. За 9 месяцев нынешнего года допущено 22 случая повреждения данного узла локомотива.

На днях мы побывали в Северобайкальском эксплуатационном локомотивном депо (ТЧЭ-12), где работают по «нулевому варианту» – без повреждений этого важнейшего узла крышевого оборудования.

К стоящему в ремонтном стойле электровозу ВЛ65 можно подобраться с любой стороны по разветвлённой системе лестниц, мостиков и площадок. Но мы с начальником техотдела ТЧЭ-12 Алексеем Юдашкиным минуем «второй этаж» и взбираемся на самую верхотуру – крышу машины, куда, скажем так, во всех иных случаях доступ кому бы то ни было строго воспрещён. Шутка ли: главная деталь крышевого оборудования – токоприёмник – в развёрнутом боевом, походном состоянии находится под высочайшим напряжением в 27500 Вольт!

Поэтому, даже зная, что он обесточен, стараешься его не касаться. К тому же это может выйти боком… для одежды – все металлические детали токоприёмника поблёскивают свежей антигололёдной смазкой.

– А как же: такая смазка в эту смутную пору перехода осени в предзимье – вещь просто обязательная, – отмечает слесарь по ремонту крышевого оборудования пункта технического осмотра локомотивов (ПТОЛ) Александр Шестак. – Так что согласно нормативным требованиям и действующим приказам мы регулярно производим смазку всех металлических частей крышевого оборудования.

– А чем обычно смазываете?

– В пору гололёда – по наличию применяются смазки СГС-0, СГС-Д или ЦНИИ КЗ. Сейчас вот на токоприёмнике блестит ЦНИИ…

Александр Анатольевич с удовольствием поведал нам о тактико-технических данных токоприёмника: каким должен быть зазор между накладками на полозе со стороны контактной поверхности пластин и угольно-графитовых вставок, какова оптимальная толщина угольно-графитовых вставок, чем опасно наличие трещин на них, что нужно делать при обрыве жил токосъёмных шунтов. И чтобы при подъёме-опускании укладываться в нормативы.

Тем временем бригадир цеха ТО-2 Игорь Цыганков проверяет крепление, шарниры и углы наклона трубчатого контактного полоза и статические характеристики токоприёмника во всём диапазоне рабочей высоты (400–1900 мм) в режиме подъёма-опускания.

– Ну, что с углами, Игорь Дмитриевич, и какие значения выдал измерительный уровень?

– Всё в полном порядке, можно выпускать электровоз на линию, – улыбается молодой бригадир.

В течение месяца командно-инструкторский состав депо совместно с представителями Северобайкальской дистанции электроснабжения (ЭЧ-10) и сервисного локомотивного депо ООО «ТМХ-Сервис» при выполнении ТО-2 и ТР электровозов регулярно проверял соблюдение технологии ремонта крышевого оборудования в соответствии с техническими характеристиками токоприёмников. На постоянном контроле наличие необходимого инструмента и материалов для работы в зимний период.

Северяне-локомотивщики провели месячник «Токоприёмник» в буквальном смысле на высоте.

– Проверено 100 процентов парка электровозов, – отмечает Алексей Юдашкин. – Причём машины прошли «сито» нескольких проверок: пассажирские локомотивы заходят на ТО-2 через двое суток, а грузовые – через трое.

Такая периодичность проверок обусловлена жёсткими требованиями к обеспечению безопасности движения поездов по северному ходу Восточно-Сибирской железной дороги.

Рэм Чарский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31