фото: иван куртов

Локомотив научат работать без машиниста

В рамках комплексной научной программы ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога» в нынешнем году на Октябрьской дороге реализуется проект «Разработка и внедрение системы управления маневровым локомотивом без машиниста».
Цель проекта – повышение эффективности маневровой работы и снижение эксплуатационных расходов на перевозки. По замыслу разработчиков программы, дистанционное управление локомотивом позволит машинисту совмещать несколько профессий, что актуально для малодеятельных участков с небольшим объёмом погрузки и выгрузки. В рамках данного проекта в прошлом году создан опытный образец системы дистанционного управления маневровым локомотивом СДУ МЛ на тепловозе ТЭМ 7А № 534.

– Такая система эксплуатируется в опытном режиме на станции Лужская, принято решение распространить данную цифровую технологию и на другие участки дороги, – сказал начальник отдела перспективного развития и новой техники службы технической политики ОЖД Василий Шмаров. – В нынешнем году планируется оборудовать системой дистанционного управления ещё три маневровых локомотива. Недавно испытания тепловоза ТЭМ7, оборудованного СДУ МЛ, состоялись на малодеятельном участке Соблаго – Торжок Московского региона, где размеры движения составляют всего две пары поездов в сутки. Эта работа проводится под эгидой Октябрьской дирекции управления движением.

По словам Василия Шмарова, дистанционное управление локомотивом с рабочего места дежурного по станции или по сор­тировочной горке (а именно такая технология предусмотрена для станции Лужская-Сор­тировочная) пока невозможно, стационарный пульт находится в разработке. Команды на локомотив подаются с помощью переносного пульта дистанционного управления по типу того, которым переключают телевизионные каналы. В Октябрьской дирекции управления движением при реализации пилотного проекта акцент сделали на технологии работы универсального работника. Поскольку машинисту не обязательно сидеть за контроллером, он может управлять локомотивом с поля, подавая с пульта команды на СДУ МЛ, установленную на тепловозе. Таким образом, его можно будет использовать и как составителя поездов – для прицепки-отцепки вагонов, и как осмотрщика вагонов при опробовании тормозов, и как стрелочника при подготовке маршрута. Предполагается, что в недалёком будущем малодеятельные участки полностью переведут на безлюдную технологию. Это значит, что на станциях не будет ни дежурных, ни приёмосдатчиков. Следовательно, функции этих работников должны также выполнять машинисты маневровых тепловозов. Совмещение всех этих профессий и предполагает новая должность «универсальный работник». Такой профессии пока нет ни в каком реестре, пакет документов для рассмотрения соответствующей комиссией ОАО «РЖД» в настоящее время готовится технологической службой ОЖД. Не существует, соответственно, и программы подготовки универсальных специалистов. Тем не менее в нынешнем году планируется обучение машинистов для совмещения профессий составителя поездов, приёмосдатчика и дежурного стрелочного поста.

– Нам дано задание разработать программу подготовки универсального работника, но дело в том, что локомотивщики не могут сами определить, чему конкретно учить машиниста, – сказал первый заместитель начальника Октябрьской дирекции тяги Сергей Фомин. – До сих пор у нас практиковалось только совмещение функций машиниста и кондуктора. Обязанности дежурного по станции – намного сложнее. Мы послали запросы в соответствующие Центральные дирекции, чтобы совместно определить объём необходимых знаний и разработать программу обучения.

Галина Морозова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/