01 декабря 2022 20:31

01 декабря 2022 20:31

«Украинец» из Дно

В 1977 году к 60-летию Октябрьской революции Ворошиловградский теплово­зостроительный завод изготовил опытный двухсекционный двенадцатиосный грузовой тепловоз 2ТЭ121 с двумя дизелями общей мощностью 2х4000 л.с. Если не считать макетной секции тепловоза ТЭ120, 2ТЭ121-001 был вторым на железных дорогах СССР, имеющим опорно-рамную подвеску тяговых электродвигателей. Первый – Ээл8 постройки 1930-х.

В 1977 году к 60-летию Октябрьской революции Ворошиловградский теплово­зостроительный завод изготовил опытный двухсекционный двенадцатиосный грузовой тепловоз 2ТЭ121 с двумя дизелями общей мощностью 2х4000 л.с. Если не считать макетной секции тепловоза ТЭ120, 2ТЭ121-001 был вторым на железных дорогах СССР, имеющим опорно-рамную подвеску тяговых электродвигателей. Первый – Ээл8 постройки 1930-х.

Всего до начала 1990-х годов построили 76 тепловозов 2ТЭ121. Первым на Октябрьской дороге стал 2ТЭ121-004, поступивший в ПМС Решетниково. Большинство машин пришли во второй половине 1980-х – начале 1990-х для использования в ПМС и мехколоннах. В начале 2000-х  годов оставшиеся тепловозы были переданы в локомотивное депо Дно, где предприняли попытку их эксплуатации в поездной работе на участке Дно – Новосокольники с целью увеличения участковой скорости.

Опытные поездки дали хорошие результаты. Однако из-за сложности организации поставки запчастей с Украины (в первую очередь колёсных пар, имеющих нетиповое устройство) эксплуатация не удалась, и тепловозы постепенно отставили в запас. На Украине же судьба серии 2ТЭ121 сложилась ещё более печально: все тепловозы, имевшиеся там, были разрезаны во второй половине 1990-х.

Музейные работники Октябрьской давно мечтали об этих тепловозах. После неудачной попытки повторного ввода в эксплуатацию в Дно появилась реальная возможность их получения. Путём тщательного анализа этих машин выбор был сделан в пользу 2ТЭ121-026 как наиболее сохранившегося. Однако его путь в музей не был простым. Два средних колёсно-моторных блока были выкачены из-под тележек, что потребовало времени и организационных хлопот.

Для окончательного укомплектования тепловоза музейные сотрудники выезжали в командировки, где упорно боролись за запчасти. Благодаря указанию старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича о передаче тепловоза музею, содействию службы локомотивного хозяйства дороги, а также руководства ремонтного и эксплуатационного депо Дно удалось воссоздать комплектный тепловоз, который перед самым Новым годом и прибыл на площадку натурной техники у Варшавского вокзала.


Сергей Погодин,
заместитель директора ЦМОЖД

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31