27 января 2022 02:56

27 января 2022 02:56

фото: архив ЛВЧД-1

«Вчера» и «сегодня» вагонного дела

Работники Октябрьской магистрали чтут и хранят историю своей профессии

В пассажирском вагонном депо Москва (ЛВЧД-1) Северо-Западного филиала АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) уже месяц функцио­нирует обновлённый музей, открытый в ноябре после капитального ремонта. Сегодня в нём представле­но более 800 экспонатов, и он единст­венный на сети, где собрано столько уникальных железнодорожных артефактов, рассказывающих об истории вагонного хозяйства и депо.
Само предприятие базируется в историческом здании, построенном в 1870 году, – памятнике архитектуры, бывшем локомотивном депо. Музей появился здесь ещё в начале 1980-х, при этом около года назад руководство компании в лице заместителя генерального директора АО «ФПК» Михаила Пояркова и главного инженера Северо-Западного филиала Павла Голубева выступили инициаторами капитального ремонта музея.

Сейчас на предприятии два музея: один в депо, в роли второго – находившийся в составе поезда в 1960-е годы пассажирский двухосный вагон. Для его установки деповчане подготовили площадку на территории ЛВЧД-1 – отсыпали щебень для балластной призмы, уложили звено рельсошпальной решётки 12,5 м. Так вагон дополнил мемориальный комплекс депо: он установлен рядом с памятником вагонникам, погибшим в боях в Великую Отечественную. В течение года над реставрацией вагона трудились работники ЛВЧД-1: очищали от ржавчины, выравнивали поверхности, вновь красили. Отремонтировали и ходовую часть.

Музей находится в отдельном помещении на втором этаже, которое прежде занимали комнаты отдыха для персонала. Одна часть экспозиции посвящена военной истории: множество грамот, наград железнодорожников-фронтовиков. Большая часть посвящена истории вагонного дела: представлены экспонаты, рассказывающие о прош­лом и настоящем отрасли. На стендах – исто­ри­чес­кие заметки и справки, керосиновые сигнальные фонари, железнодорожная форма 1870–1890-х годов – шинели, есть даже полуметровая статуэтка Меркурия, бога огня и кузнечного дела, изготовленная к 50-ле­тию ОЖД.

На стендах представлен и сегодняшний день хозяйства, есть здесь и современное, актуальное оборудование, например, действующие агрегаты и узлы вагона: тормоза, тележки, в том числе и для двухэтажных поездов. У музея ЛВЧД-1 есть и чисто рациональное применение, так как он служит и обучающим полигоном: рядом со зданием, на территории пунк­та технического осмотра вагонов (ПТО) представлено модернизированное беззазорное сцепное устройство БСУ-ТМ136, которое пришло на смену прежней автосцепке СА-3.

«Модернизированную авто­сцепку используют как наглядный материал для техучёбы – это позволяет осмотр­щикам-ремонтникам, не подлезая под вагон, увидеть работу узла в действии», – отметил начальник ПТО Виталий Гвоздарёв. Механизм для работы авто­сцепки нынешним летом изготовили главные рационализаторы предприятия – мастер контрольно-измерительных приборов Михаил Федоренков, осмотр­щик-ремонтник вагонов Сергей Хренов и мастер отдела главного механика Андрей Шлыков. Они подготавливали приспособ­ления для крепежа и установки экспонатов, а их инвентаризацию провела хранитель музея Татьяна Зайцева, бывший работник АО «ФПК».

Во время обновления экспозиции главный инженер пассажирского вагонного депо Моск­ва Евгений Чумак собрал множество архивных фотографий и документов, привёз в ЛВЧД-1 оборудование из соседних пассажирских вагонных депо, которые закрылись в ходе реконст­рукции МЦД-2 и МЦД-3 – Каланчёвка и Николаевка. Так, например, из депо Каланчёвка в музей ЛВЧД-1 доставили настоя­щую 200-килограммовую наковальню – единственную, оставшуюся в московской агломерации. «Сейчас существует более 60 модификаций подвижного состава, и есть детали, инструменты, оборудование, которое можно сделать для ремонта только вручную – для них, например, нет регламента изготовления, или их нет в классификаторе, вдобавок изготовить самим намного быстрее, – рассказывает Евгений Анатольевич. – Например, бородок наш кузнец Виктор Терский делает за пару минут – и вот он, свежий из стали прямиком из горна: бери и ремонтируй. Также в кузнице ремонтируют тормозные башмаки и хомуты, изготавливают ручной инструмент, окантовку для лестниц и окон, могут и сварку в вагонах выполнить…»

Отметим, что в ЛВЧД-1 – самое крупное предприятие Северо-Западного филиала АО «ФПК». Депо оснащено оборудованием для выполнения всех видов планового ремонта пассажирских вагонов, в штате – около 2 тыс. человек. При этом на обновлении музея москвичи не остановились: изготовили крупные знаки «ЛВЧД-1», установили возле здания, и теперь это – место встречи железнодорожников. Молодёжь часто фотографируется на их фоне и выкладывает снимки в соцсетях. Решение простое, а его объединяющая сила оказалась велика. Вдобавок, руководство предприя­тия организовало бесплатный автобус от самого депо до метро Комсомольская, и обратно: так железнодорожники добираются до работы безопасно и с комфортом за 12 мин вместо 20 минут пешей прогулки вдоль тракционных путей.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Ольга Беляева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31