27 января 2022 02:14

27 января 2022 02:14

фото: архив ФГБУК ЦМЖТ России

Музей – дело государственной важности

Шестого декабря (25 ноября по старому стилю) 1902 года состоялось освещение и открытие Музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I. На торжественном мероприятии присутствовали высшие должностные лица Государственного Совета и Комитета министров. После молебна всех пригласили осмотреть музей. Высокопоставленным гостям преподнесли специально изданный тиражом 2000 экземпляров каталог экспонатов.
Сегодня Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации – это не только один из старейших научно-технических музеев страны, но и, по мнению представителей Ассоциации любителей железных дорог Европы, «самый живой» музей железнодорожного транспорта.

За тяжёлыми старинными дверями особняка открывается волшебный мир истории железных дорог России: бежит элект­ричка, разводятся мосты, двигается паровая машина, настоящий станционный колокол подаёт сигналы! Интересно, что созданию этого чудесного мира, хранящего историю железных дорог России, мы обязаны государственным мужам, которые ещё в ХIХ веке озаботились важностью музейного дела в ведомстве путей сообщения.

В уходящем 2021 году знаменательным событием в истории железнодорожного транспорта стало празднование 225-летнего юбилея императора Николая I – основателя железных дорог России. Имя «инженера на троне» неразрывно связано с зарождением и развитием железнодорожного транспорта в нашей стране. При нём и по его решению были построены Царскосельская, Санкт-Петербурго-Мос­ковская, Варшаво-Венская и начала строиться Санкт-Петер­бурго-Варшавская железные дороги. Значимость его деяний и решающая роль в развитии транспорта Российской империи осознавалась выдающимися деятелями государства. В 1896 году 25 июня, в день столетия со дня рождения императора Николая I, министр путей сообщения князь Михаил Иванович Хилков предложил основать в Петербурге музей ведомства путей сообщения «для различных моделей, сооружений, снарядов и машин» с присвоением ему имени основателя железных дорог в России. 22 июня 1896 года это предложение одобрил царст­вующий в то время император Николай II.

В мае 1897 года Государственный Совет отпустил на создание музея 7,5 тыс. руб. серебром. Князь Хилков выделил под музей манеж во дворе дома министра путей сообщения.

В создаваемый музей стали поступать модели и подлинные предметы от учреждений МПС, казённых и частных железных дорог, в том числе экспонаты ХVII отдела Всероссийской Нижегородской промышленной выставки 1896 года. Вскоре стало ясно, что помещение манежа явно недостаточно для музея, носящего имя императора. В марте 1900 года Государственный Совет разрешил отпустить из средств государственного казначейства в распоряжение министра путей сообщения 90 тыс. руб. серебром на строительство нового здания. Было решено возвести его на принадлежащей ведомству путей сообщения казённой земле (Юсупов сад) главным фасадом на Садовую улицу. В том же году было принято решение направить в музей экспонаты железнодорожного и водного отделов России на Всемирной выставке в Париже 1900 года. В журнале «Вестник путей сообщения» № 10 за 1901 год отмечали, что особого внимания заслуживают следующие предметы: модель «Плезир яхты» императора Петра I, панорама «Сибирской железной дороги (доктора Пясецкого), модели ледокола «Байкал», мостов через реки Волхов и Енисей, новой паровозной сборной Николаевской железной дороги».

В присутствии министра путей сообщения 2 июня 1901 года состоялась закладка здания музея, производство работ возложили на архитектора Управления домами Министерства путей сообщения Петра Станиславовича Купинского.

Вот как описывается здание и экспозиция музея в «Вестнике путей сообщения» № 49 за 1902 год: «Здание музея двух­этажное, чистая площадь двух этажей 217,82 кв. саж, а подвал 126,05 кв. саж… Для отопления и вентиляции здания, с переменой объёма воздуха в час, сделаны четыре калорифера и два нагревательных прибора для вестибюля… Фасад музея выдержан в классическом стиле. Здание увенчано Государственным гербом, ниже арматура ведомства путей сообщения, а угловые акротеры – глобус с трёхсторонним Московским орлом Николаевского типа. На лицевой стороне фасада помещены две доски, на одной в венке – инициалы Императора Николая, а на другой – ныне благополучно здравствующего Государя Императора. Широкая лестница Вазелинского мрамора ведёт из обширного вестибюля в помещение музея, на первой площадке против входа помещён портрет Императора Николая I, во весь рост в старинной золоченой раме стиля ампир; на верхней площадке модель Николаевского цепного моста через реку Днепр в Киеве…».    

Музей состоял из двух отделов: железных дорог и водных и шоссейных путей сообщения. Большое внимание привлекала модель паровоза с тендером в 1/6 натуральной величины, изготовленная в 1875 году по инициативе князя Хилкова в Конотопских мастерских Курско-Киевской железной дороги. Эта модель и сегодня украшает зал истории подвижного состава ХIХ века. В этом же разделе помещались модели мостовых сооружений и железнодорожных устройств европейской части России и Сибири.

В ведении Главного управления путями сообщения и публичными зданиями до 1864 года находилась и гражданская строительная часть, поэтому в залах музея были собраны модели важнейших сооружений Санкт-Петербурга: Исаакиевского собора, устройства перекрытий Георгиевского зала в Зимнем дворце, купола Троицкого собора, шпиля Петропавловской крепости.

28 февраля 1903 года в 4 часа дня музей посетил император Николай II. После посещения он пожаловал музею из императорских дворцов письменный стол, кресло, чернильницу, которыми пользовался Николай I, и ряд моделей, в том числе и модель паровоза Ростово-Владикавказской железной дороги с именной надписью «С.И. Кербедз». В ознаменование посещения музея Николаем II на площадке парадной лестницы была установлена мраморная доска с надписью «Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович 28 февраля 1903 года изволил посетить Музей ведомства путей сообщения имени Императора Николая I».

Сегодня Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации является единственным государственным музеем отрасли, продолжая сохранять и приумножать историческое наследие железных дорог России. На открытии новой экспозиции «МПС на Всемирной выставке в Париже 1900 г.» директор музея В.И. Мителенко сказал: «Музей – это дело государственной важности. Только активное привлечение внимания молодёжи к истории железных дорог, как неотъемлемой части истории России, формирование значимого отношения к достижениям в области инженерного искусства предшествующих поколений, может воспитать инженеров путей сообщения, достойных этого высокого звания».

Людмила Ласточкина,
заместитель директора по научной работе
ФГБУК ЦМЖТ России

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31