23 января 2022 17:33

23 января 2022 17:33

фото: иван куртов

Идейный вдохновитель, реформатор, профессионал

В воскресенье, 7 ноября 2021 го­да, на 68-м году жизни скончался бывший первый вице-пре­зидент ОАО «РЖД» (2005–2015), Министр путей сообщения Российской Федерации (2003–2004), доктор техничес­ких наук Вадим Николаевич Морозов. Похороны состоятся завтра в Санкт-Петербурге.

О выдающемся железнодорожнике, замечательном человеке вспоминают те, кому довелось с ним работать.

Владимир Белозёров,
представитель Роспрофжел в Северо-Западном федеральном округе,
заместитель министра путей сообщения РФ в 2004–2005 годах:

– На протяжении всей своей работы на Октябрьской, куда я пришёл в 1992-м, мы постоянно общались и взаимодействовали с Вадимом Николаевичем. Я был заместителем начальника пассажирской службы, затем перешёл на работу в МПС. Вадим Николае­вич был назначен министром путей сообщения и пригласил меня в качестве заместителя министра. Это был короткий, чуть более полугода, но наиболее яркий период нашей совместной работы.

Как министр Вадим Николаевич был членом Правительства РФ, мы вместе готовились к его заседаниям на правительственном государственном совете. Каждое своё выступление он прорабатывал скрупулёзно, детально продумывал каждую фразу. Это запомнилось.

В период, когда Министерство путей сообщения выделилось в структуру, осуществляющую государственные функции планирования, контроля и другие, и параллельно существовало ОАО «Российские железные дороги», необходимо было создавать сеть территориальных представительств МПС в регио­нах. За короткий период времени во всех федеральных округах, начиная с Дальнего Востока, Хабаровска, Новосибирска и до Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга были созданы территориальные управления МПС. Это была серьёзная организационная работа, которую успешно реализовал Вадим Николаевич.

Одновременно заключались соглашения с представительствами президента РФ в федеральных округах, поскольку уже тогда было понимание необходимости взаимодействия и сов­местной работы.

Кроме того, достаточно масштабными были и государственные функции контроля и управления: в ведении МПС оставались все органы транспортного образования, включая вузы, колледжи, техникумы, средние школы, система санитарно-эпидемиологического надзора, станции переливания крови и множество организаций, которые не вошли в структуру ОАО «РЖД» и которые курировало МПС. Это был большой блок работы, и в этом качестве Вадим Николаевич тоже проявил себя как талантливый организатор, отлично знающий отрасль и все направления деятельности.

Плотно мы сотрудничали и на ОЖД. У меня в памяти подписание первого двустороннего соглашения железнодорожников и администрации Санкт-Петербурга о взаимодействии. От МПС выступал Вадим Николаевич, городские органы власти представлял Владимир Владимирович Путин. Потом был ряд таких же соглашений и с другими субъектами федерации, затем уже на федеральном уровне – генеральное соглашение на уровне МПС. И позднее эта работа поддерживалась.

Контрактная форма работы в сфере пригородных пассажирских перевозок тоже началась, по сути, с Октябрьской дороги. У истоков также стоял Вадим Николаевич и его команда. Он выстраивал инновационные модели, и в результате мы первыми создали пригородную пассажирскую компанию. На более позднем этапе Федеральная пассажирская компания была создана по принципу наших отраслевых организаций пассажирского сообщения «Транском» и «Транссервис», и это тоже была его инициатива. Вадим Николаевич выступал идейным вдохновителем реформ в Министерстве путей сообщения и продолжил этот путь в компании «РЖД».

Где бы ни трудился Вадим Николаевич, совместно с Роспрофжел он активно участвовал в реализации многочисленных социальных проектов, считая главным приоритетом в работе – человека труда, труженика отрасли. Замечательный человек, отличный товарищ, добрый семь­янин… Профессионал с большой буквы, который находил правильное решение в самых сложных ситуациях.

Владимир Одинцов,
директор Музея железных дорог России:

– С Вадимом Николаевичем мы знакомы давно, ещё с 1976 года, когда начинали работать на Сор­тировке. Он пришёл туда после окончания ЛИИЖТа, а я – на два года раньше, в 1974 году. Вместе проходили трудовой путь: со временем он стал заместителем начальника станции, я работал её главным инженером, но потом перешёл в службу движения, а Вадим Николаевич был назначен начальником станции.

Замечательный человек, от­ветственный специалист, на которого всегда можно было положиться, где бы он ни работал. Профессионал очень высокого уровня, обладающий к тому же лучшими человеческими качествами.

Александр Ретюнин,
главный редактор журнала «РЖД-Партнёр»,
главный редактор газеты «Гудок» (2010–2016):

– Мы познакомились более 30 лет назад, когда состоялось первое интервью талантливого заместителя начальника отделения начинающему журналисту. И беседы эти затем стали традиционными, а отношения переросли в товарищеские, потом и в дружеские. Он стоял у истоков создания журнала «ОМ-Парт­нёр», много лет возглавлял редакционный совет «РЖД-Парт­нёра», 5 лет – аналогичный орган в «Гудке». Его интерес к отраслевой прессе воистину уникален. Как человек, выросший в железнодорожной среде, он органично воспринимал отраслевые СМИ как неотъемлемую часть железнодорожной культуры, прекрасно понимая, зачем они нужны и аудитории, и руководителям. Одновременно он сам оставался активным читателем, теребившим вопросами, иногда с пристрастием, и редакцию, и своих подчинённых, и людей, о которых шла речь в публикациях. Если в половине восьмого утра у меня, редактора «Гудка», звонил телефон, значит, это был Морозов. Он помогал, спрашивал, советовал, критиковал, порой отчитывал (а мы все помним, что такое было попасть Вадиму Николаевичу под горячую руку), но при этом оставался удивительным образом деликатен и толерантен. Ни при каких обстоятельствах он не вмешивался в работу редакции и всегда оставался заинтересованным в наличии различных мнений по важным вопросам. Даже если какие-то из них, равно как и их носители, ему категорически не нравились. Не избегать дискуссий, а побеждать на них – так, наверное, можно сформулировать его кредо.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30