01 декабря 2021 09:24

01 декабря 2021 09:24

фото: архив Музея железных дорог России

Технологии императорского люкса

В среду, 13 октября, в одном из залов цокольного этажа Александровского дворца в Пушкине открылась VR-выставка «Путешествие в Императорском поезде». Это совместный проект Музея железных дорог России и музея-заповедника «Царское Село». Увидеть изысканные, но ныне утраченные, интерьеры посетителям помогают специальные очки.
Первое VR-приложение, дающее ощущение реального пребывания в вагонах императорского поезда, было разработано для интерактивной экспозиции Музея железных дорог России. Теперь его аналог представлен в исторических декорациях Александровского дворца. Экскурс в прошлое предложен гостям в двух форматах – 20-минутной самостоятельной VR-прогулки или квеста продолжительностью от 20 минут до часа.

Царское Село – локация, особенно значимая для истории отрасли. Это и станция первой в стране железной дороги общего пользования, и транспортный центр, откуда, по заказам правителей, новые ветки дороги разошлись по всей стране. Всего для царской семьи было построено несколько десятков вагонов. На VR-выставке представлены интерьеры тех, что были созданы для поездок Александра II по Финляндской железной дороге. Их материальные подлинники сейчас хранятся в Музее железных дорог Финляндии. При воссоздании внутреннего убранства во всех подробностях – от драпировок и мебели до декора – столовых приборов, багетов, изящ­ных подсвечников, занавесок, ковров, предметов туалета, необходимых в путешествиях, также были использованы исторические фотографии.

«Первая попытка сохранения вагонов императорского поезда реализуется ещё в конце XIX века, когда статус «диковины прошлого» получает вагон Николая I. А в 1929 году в Петергофском парке Александрия появляется даже отдельный музейный комплекс «Вагоны бывшего царского поезда», сохраняющий подвижной состав периода отречения Николая II от престола», – рассказал начальник научно-просветительского отдела Музея железных дорог России Павел Дунаев. Но после их судьба сложилась трагически – в годы Великой Отечественной войны от дворцов и садов Петергофа осталось лишь пепелище, значительно пострадали и вагоны. В 1954 году комиссия, созданная для решения вопроса о реставрации, признала их восстановление нецелесообразным. Спус­тя почти 80 лет, вагоны императорского поезда вернулись в Царское Село – теперь в VR-воплощении.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Мария Трошина