01 декабря 2021 10:22

01 декабря 2021 10:22

фото: виктор казарин

Мост проверит себя сам

Датчики, установленные на сооружении, в режиме реального времени обеспечат безопасность движения

На прошлой неделе, 29 сентября, в рамках опытной эксплуатации единственной на сети системы диагностики и мониторинга «Вега-Смик-М» (разработка АО «Росэкосистемы») железнодорожного моста на 1436 км участка Выходной – Кола проведена проверка включения заградительной сигнализации, синхронизированной с системой диагностики.
В качестве аварийного состояния был смоделирован критичный подъём уровня воды. Испытания подтвердили исправность работы заградительной сигнализации: светофоры показали запрещающий сигнал. Теперь до лета 2022 года в рамках программы и методики работы системы «Вега-Смик-М» будут проходить испытания для накопления статистических данных надёжности её работы и безопасности с целью дальнейшего ввода в постоянную эксплуатацию.

Система работает на данных, поставляемых 26 оптическими и электрическими датчиками, установленными на мосту. Они измеряют девять основных показателей: смещение верха опоры, колебания, деформацию, температуру конструкции, температуру воздуха, уровень воды, скорость ветра и другие. По кабельной оптической сети данные поступают на сервер, установленный на посту охраны непосредственно на самом мосту. «Программа в режиме реального времени сравнивает полученные показатели с эталоном, заданным проектом, на основе чего выдаёт свои информационные показания. Показатели критичных аварийных состояний системы мы отслеживаем в удалённом режиме с подключением автоматизированного рабочего места диспетчера искусственных сооружений в Санкт-Петербурге», – пояснил начальник производственно-технического отдела Октябрьской дирекции инфраструктуры Виталий Кудрявцев.

В рамках опытной эксплуатации системы мониторинга и диагностики моста специалисты служб пути и автоматики и телемеханики Октябрьской дирекции инфраструктуры синхронизировали её с системой заградительной сигнализации. «Для этого были выполнены строительно-монтажные работы в релейных шкафах, проложена кабельная сеть и добавлены релейные контакты, подключённые к оборудованию, смонтированному в шкафу в серверной, – пояснил заместитель генерального директора АО «Росэкосистемы» Максим Аммосов. – Также разработано дополнительное программное обеспечение, увязывающее системы между собой: установлен реле-модуль, преобразовывающий компьютерный сигнал в релейный интерфейс. Благодаря этому контакты замыкаются и срабатывают сигналы светофоров, которые установлены в 50 м от обоих входов на мост».

Если система выдаёт аварийный показатель, например, критичный подъём уровня воды или деформацию конструкции, то срабатывает заградительный сигнал, который подхватывает автоматическая локомотивная сигнализация, и локомотивная бригада считывает коды на панели управления.

Отметим, что такое техническое решение реализуется на сети впервые. Раньше движение поездов на мосту через Колу регулировалось диспетчером – он мог закрыть перегон, если на нём велись работы. Теперь, благодаря заранее полученному сигналу, даже в тёмное время суток или в случае плохой видимости из-за непогоды машинисты смогут остановиться в 300–400 м от моста, если ехать по нему становится опасным. «Это техническое решение мы можем в перспективе тиражировать для применения на больших мостах длинной от ста метров», – добавил Виталий Кудрявцев.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

Ольга Беляева