29 октября 2021 00:46

29 октября 2021 00:46

фото: иван куртов

Как работает «ЗУБ»

Экспозицию ЦМЖТ пополнила уникальная коллекция моделей путевых машин

На прошлой неделе подписан акт передачи моделей путевых машин и механизмов системы Балашенко Центральному музею железнодорожного транспорта (ЦМЖТ), старейшему научно-техническому музею страны. До этого экспонаты хранились в Челябинске у коллектива путевых дорожных мастерских Южно-Уральской магистрали, на которой трудился славный изобретатель.
Посетители музея могут увидеть модели платформы ПСП-01, путерихтовщика, землеуборочной машины и траверса для подъёма и перемещения рельсошпальной решётки в зале, где представлены экспонаты эксплуатируемой на дороге путевой техники, а также посвящённом техническим прорывам и талантливым железнодорожникам. Так, модели заняли достойное место в экспозиции, отражая советский период развития железнодорожной отрасли.

Изобретателем этих машин был известный конструктор-самородок Виктор Балашенко. В 1940-е годы он был начальником конструкторского бюро, созданного в службе пути Южно-Уральской железной дороги. Специалисты бюро занимались разработкой и созданием машин и механизмов, призванных облегчить ручной труд железнодорожников. Балашенко был потомственным путейцем, и его острый инженерный ум помог создать небывалую для своего времени технику, которая стала прообразом для современных машин.

Так, знаменитая путеуборочная машина (ЗУБ), которую выпускал тихорецкий завод «Красный молот» с 1945-го, предназначалась для очистки станционных путей от снега и мусора до подошвы шпал. Задействование машины позволяло высвободить в зависимости от длительности и условий эксплуатации от 350 до 500 путейцев! Уже тогда её рабочая скорость составляла 3–5 км/ч (для сравнения, скорость современного снегоуборочного поезда такая же).

А путерихтовщик, получивший имя Балашенко – ПРБ, изобретатель сумел создать благодаря своей наблюдательности: он обратил внимание на то, что до 40% рабочего времени уходит на рихтовку пути. Тогда определялись даже дни, как правило пятницы, когда всем путейцам предписывалось заниматься исключительно выправкой. ПРБ предназначался для непрерывной рихтовки пути любого типа, а также очистки рельсошпальной решётки от мусора.

Отметим, что судьба у изобретений Балашенко была нелёгкой: автору приходилось их буквально проталкивать на «железку» усилием своей несгибаемой воли. Например, в 1952 году построили первый образец путерихтовщика, в МПС приняли решение о его серийном производстве, подготовили документацию, определили завод-изготовитель, но вдруг дело застопорилось. Лишь в 1966 году на неё было получено авторское свидетельство, и тогда в Челябинском экспериментальном цехе изготовили 104 единицы ПРБ. В 1973 году министерство срочно закупило лицензию на путерихтовщик фирмы «Плассер и Тойрер», при этом ПРБ, выполняющий рихтовку с той же точностью, имел преимущество перед австрийской машиной: «Плассер» двигался со скоростью всего 1–2 км/ч, а ПРБ мчал 8–10 км/ч с той же производительностью.

«Изобретатель и новатор, Виктор Харитонович много сделал для облегчения труда путейцев, – говорит директор ЦМЖТ Владимир Мителенко, сам путеец, выходец с Южно-Уральской магистрали.- Он разработал и внедрил столько новшеств, что специалисты затрудняются подсчитать хотя бы приблизительный суммарный экономический эффект их внедрения. Виктор Харитонович обладал огромной энергией и большим творческим потенциалом, умел сплотить талантливых людей, собрать вокруг единомышленников. Благодаря этому его изобретения стали для многих железнодорожников ярким примером прорыва в механизации путевых работ, скачком в техническом прогрессе».

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Ольга Беляева