28 октября 2021 10:45

28 октября 2021 10:45

фото: личный архив татьяны мартыновой

С дорогой – и в горе, и в радости

Работу на главном ходу Октябрьской диспетчер считает главным делом своей трудовой жизни

Татьяна Юпатиевна Мартынова работает на железной дороге уже 36 лет. Она – одна из тех сотрудников, которые знают Октябрьскую такой, какой другие её не видели: замерзшую в лютые мурманские зимы, размытую весенним паводком, а после – потрясённую трагедией на главном ходу.
Татьяна родилась в Прибалтике. Судьбы многих её родных были связаны с железной дорогой: её дядя, Федот Петрович, трудился на большой сортировочной станции Шкиротава недалеко от Риги, другой дядя, Иван Петрович, – на станции Даугавпилс, и её отец, Юпатий Петрович, на станции Крустпилс. Все братья Мартыновы – машинисты паровозов. Жили недалеко от станции, всё детство Тани прошло рядом с железной дорогой. «Помню, как носила отцу обеды, а он катал меня на паровозе», – рассказывает Татьяна Юпатиевна.

Окончив с красным дипломом Великолукский железнодорожный техникум, она поступила в ЛИИЖТ, после обучения планировала вернуться на родину, но в середине 1980-х молодых специалистов на Прибалтийскую дорогу уже не отправляли. «Тогда решила, что поеду на север, но на Северную дорогу брали только парней, потому я записалась на Мурманское отделение», – вспоминает Татьяна. В середине августа 1985 года она вышла из поезда в Оленегорске. Проработала там дежурной по станции недолго – всего два года, но за это время её труд был отмечен в материалах, опуб­ликованных в «Мончегорском рабочем» и «Полярной правде» – эти вырезки из газет Татьяна Юпатиевна бережно хранит и сегодня. В 1987 году она вышла замуж и переехала в Мурманск, где получила должность поездного диспетчера.

Лютые зимы год за годом вмешивались в работу железнодорожников в самом холодном регионе Октябрьской. Морозы стояли почти –40 °C, и в соответствии с нормативными документами, в такие дни уменьшалась скорость следования поезда. В начале 2000-х на перегоне Выходной – блокпост 1425 произошёл размыв пути. Татьяна и её коллеги своими глазами видели место, наиболее пострадавшее от талых вод. «Обрыв высотой около 30 м, смыто просто всё. И где-то внизу течёт река, а на поверхности виднеется лишь труба трактора, с помощью которого кто-то попытался устранить последствия бедствия», – рассказывает Татьяна.

Когда на Октябрьской дороге проходила реорганизация с созданием единого диспетчерского цент­ра, многих поездных диспетчеров из Мурманска перевели в Санкт-Петербург. В 2005 году переехала и Татьяна Мартынова. Она работала диспетчером на главном ходу Санкт-Петербург – Москва. В ноябре 2009-го всю страну потрясла весть о крушении скоростного фирменного поезда «Невский Экспресс» № 166 на перегоне Угловка – Алёшинка. Тогда погибло 28 человек – большей частью пассажиры последнего вагона. О случившемся Татьяна узнала дома, из новостного сюжета. Поняла: ближайшая смена будет тяжёлой, в первую очередь, морально. Выйдя в смену, она стала одним из организаторов восстановительных работ. «Мы управляли процессами, не выезжая на место трагедии. За спиной – всё руководство, и многие коллеги были подключены к ликвидации последствий трагедии, – вспоминает железнодорожница. – Работали на пределе – с полной отдачей. Впечатления от тех событий не забыть по сей день. Вместе со мной диспетчерами трудились Тамара Иванова, Нина Артем
ьева, Татьяна Чернявская, – все с большим стажем, трудящиеся на дороге более трёх десятков лет». Татьяна рассказала, что диспетчеры, работающие на главном ходу, уходя на заслуженный отдых, могут расплакаться – работа «затягивающая», требующая инициативности и выдержки, и оставлять её, отдавая ей ежедневно столько сил и времени, эмоционально очень сложно – дорога не отпускает.

Сейчас Татьяна Юпатиевна трудится оператором пункта технического осмотра в АО «ФПК». Работа ей нравится – при сменном графике остаётся время на семью, что для железнодорожницы важно, ведь она – бабушка троих внуков. «Жизнь продолжается. Но была бы возможность начать всё с начала – прошла бы этот же трудовой путь – настолько он интересный и непростой», – говорит Татьяна.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, друзья! https://t.me/Gudokru

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Мария Трошина