20 сентября 2021 23:51

20 сентября 2021 23:51

фото: иван куртов

День железнодорожника в императорской России

В России 125 лет назад, 25 июня 1896 года (7 июля по новому стилю), широко отпраздновали 100-летие со дня рождения Николая I. В какой-то степени этот день стал прообразом нынешнего Дня железнодорожника.
В том году эпоха Николая Павловича ещё была свежа в памяти многих, и её «положили в основу» всех торжеств. Так, праздничные богослужения, кроме столичного Петропавловского собора, прошли во всех приходских храмах империи и в церквях учреждений, основанных в царствие Николая I. В память царствования императора учредили для ношения на груди специальную медаль (золотую, серебряную и бронзовую), которой наградили тех, кто служил в его эпоху. Аналогично были отмечены стипендиями лица, работавшие в учреждённых Николаем Павловичем заведениях.

Очевидно, что торжества не могли не коснуться ведомства путей сообщения, которое в период с 1825-го по 1855 год заметно расширилось. Праздничные богослужения прошли в Департаменте железных дорог МПС и управлениях открытых в царствование Николая I дорог: Царскосельской, Николаевской и Варшаво-Венской. Сверх того, на Николаевских вокзалах Санкт-Петербурга и Москвы были установлены бюсты императору, при этом торжеству в бывшей российской столице предшествовала панихида перед станционной иконой (под пение хора железнодорожных служащих), а вместе с бюстом свет увидела и металлическая памятная доска, на которой золотом была выгравирована хронология строительства первой отечественной железнодорожной магистрали. В заключение же петербургского празднования в Павловском музыкальном вокзале был дан торжественный обед. Идея так понравилась Николаю II, что не прошло и двух недель после события, как он издал указ об ежегодном праздновании годовщины со дня рождения его прадеда во всех центральных заведениях МПС и местных управлениях железных дорог.

Что же касается памятников Николаю I, то помимо двух столиц отличилось руководство Ковенского округа путей сообщения, решившего поставить бюст в окружном зале общего присутствия. А в следующем, 1897 году, памятник поставили на вокзале Царскосельской железной дороги. В том году торжества прошли уже по всем российским магистралям. В этот день служащие освобождались от работы, шли богослужения, где-то устраивались увеселения, железнодорожные здания декорировались флагами, вечером устраивались иллюминации…

Однако со временем характер торжеств стал меняться. Так, богослужения в МПС несколько лет не проводились, а прямо 25 июня 1900 года начальник Управления железных дорог праздник отменил вовсе. Хотя на некоторых магистралях мероприятия ещё осуществлялись в прежнем формате.

Например, на Пермской дороге сотрудники управления вышли с инициативой установления единообразного порядка празднования, и эту идею поддержал главный инспектор российских железных дорог Анд­рей Горчаков. Таким образом, празднование получило дополнительный импульс, и об отмене уже никто и не вспоминал. Особенно торжественными мероприятия были в столице империи. Так, в 1901 году на обеде в Павловске мелодии, написанные при жизни Николая I, исполнял оркестр лейб-гвардии 1-го стрелкового батальона, министр Михаил Хилков провозглашал здравицы в честь царствующих особ, сопровождаемые пением гимна и криками «ура!». Приглашали чины жандармской полиции, заведующих передвижением войск, служащих местной администрации и госконтроля… В 1904 году в июне уже шла русско-японская война. Она и последующие политические события «добили» праздник. Журнал «Железнодорожник» в 1904-м ещё нашёл факт торжественного богослужения в часовне на станции Воронеж (Юго-Восточная железная дорога). Больше никаких следов царского дня железнодорожника обнаружить не удалось.

Алексей Островский