29 июля 2021 01:17

29 июля 2021 01:17

фото: Иван Куртов

Результат дороги – заслуга каждого

Успех ОЖД в рационализаторской деятельности обусловлен инициативностью и вовлечённостью работников всех структурных подразделений

На вопросы нашего корреспондента отвечает Виктор Иванов,и.о. главного инженера Октябрьской железной дороги
– В последнюю субботу июня в России традиционно отмечается День рационализатора и изобретателя. Виктор Иванович, насколько важна рационализаторская деятельность в отрасли?

– Для того, чтобы качественно и своевременно выполнять свои обязательства в современном динамично меняющемся мире, наша компания нуждается в постоянном развитии и притоке новых идей. Ежегодно значительные инвестиции направляются на применение методов более рационального использования топлива, минимизацию затрат энергии, снижение эксплуатационных расходов и вредного экологического воздействия. Термин «рационализация» означает усовершенствование, введение более целесообразной организации чего-либо. Рационализаторская деятельность призвана стимулировать творческие усилия работников по усовершенствованию уже известных технических решений, осуществлению модерниза­­ции действующего оборудования и его приспособлению к конкретным условиям производства и эксплуатации.

Выявление и правильное оформление рационализаторских предложений позволяет не только обеспечить приоритет, моральное и материальное поощрение авторов, но и свидетельствует о хорошей организации работы компании, об установлении в её структурных подразделениях творческой атмосферы, которая необходима для улучшения работы оборудования, качества ремонта, условий труда, уменьшения трудоёмкости и прочего. Железнодорожный транспорт всегда отличался массовым участием рабочих и инженеров в техническом творчестве. Рационализаторская деятельность на Октябрьской дороге – это правильно организованный процесс, устоявшаяся практика и хорошая традиция.

– Каковы основные принципы её организации на полигоне Октябрьской железной дороги?

– У нас применяется процессный подход, цель которого – реализация стратегии научно-технологического развития холдинга. В организации большую роль играет также и система отчётности. Так, дирекциям и службам установлены целевые показатели по рационализаторской деятельности. Для качественной организации работы и мониторинга выполнения целевых показателей, они декомпозированы помесячно, поквартально и в разрезе территориальных управлений. Все дирекции полигона дороги согласовали целевые показатели и приняли их в работу. По окончании отчётного месяца структурные подразделения подают данные в дирекции и службы по своей вертикали, там данные консолидируются, и до 5-го числа месяца, следующего за отчётным, направляются в службу технической политики, специалисты которой подготавливают сводный отчёт по дороге. Все показатели входят в полугодовой и годовой сетевые отчёты, на основании которых формируется рейтинг инженерной деятельности дорог по сети в системе управления предложениями работников ОАО «РЖД» 4И. Отмечу, что любой сотрудник дороги, подавший рацпредложение в структурное подразделение и получивший положительное решение, может самостоятельно внести его в систему для обмена опытом и тиражирования.

– Какие успехи демонстрирует магистраль в рационализаторской деятельности?

– Уже в первую половину 2021 года идеи, предложенные рационализаторами Октябрьской, приносят свои плоды: по итогам работы за пять месяцев с начала года план по экономическому эффекту – 82,8 млн руб., при этом выполнение составило 95,3 млн руб., т.е. 115%. По количеству использованных рационализаторских предложений план – 1608 еди­ниц, а фактические показатели выше – 1625, что составило 101%. Самыми активными и эффективными за этот период стали коллективы Октябрьской дирекции инфраструктуры, Санкт-Петербургского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, Октябрьской дирекции связи, Октябрьской дирекции аварийно-восстановительных средств. По результатам работы за 2020 год по показателю «экономический эффект от использования рационализаторских предложений» Октябрьская дорога занимает 1-е место по сети: экономический эффект составил 211 млн руб., использовано 4245 рацпредложений.

– Виктор Иванович, расскажите о рацдеятельности самого крупного структурного подразделения ОЖД.

– В Октябрьской дирекции инфраструктуры под руководством главного инженера Николая Нестеровича успешно ведётся работа по использованию рационализаторских предложений и передового производственного опыта в структурных подразделениях дирекции. По итогам прошедших 5 месяцев в дирекции внедрено 812 рацпредложений, что составляет 38% годового плана – 2128 рацпредложений с экономическим эффектом более 107 млн руб. От их реализации уже получен экономический эффект более 46 млн руб. Также планируется использовать для улучшения производственных процессов в структурных подразделениях дирекции 5574 разработки наиболее эффективных новшеств, научно-технических достижений и передового опыта, опубликованных в базе «Автоматизированной системы информационного обеспечения и оперативного мониторинга деятельности», с ожидаемым экономическим эффектом от их внедрения в размере 165 млн руб. На особо значимые предложения составлено свыше 700 информационных карт, это не менее 86% от общего количества предложений, что говорит об уверенном выполнении дирекцией поставленной задачи. Отмечу, что по итогам 2020 года за активное участие в развитии технического творчества, внедрение результатов интеллектуальной деятельности и передового опыта удостоены звания «Лучший организатор технического творчества ОАО «РЖД» два работника Октябрьской дирекции инфраструктуры: начальник Зеленогорской дистанции пути Алихан Касумов и инженер Санкт-Петербург-Балтийской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Надежда Чистякова.

– А как на дороге обстоят дела с изобретениями?

– Региональная инновационная площадка ОЖД (РЕИП) при поддержке Центра инновационного развития помогает оформлять изобретателям патенты на их идеи: вместе со специалистами площадки они оформляют заявку, подают её в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) на рассмотрение, дорабатывают её по замечаниям. Конечно, это времязатратный процесс, но оно того стоит: так подтверждается престиж компании и её технологическая развитость, к тому же в перспективе возможно получение дохода от того, что кто-то будет использовать запатентованную железнодорожниками технологию.

За два года деятельности площадки было подготовлено пять заявок в ФИПС: с Экспериментального завода – «Устройство для перекладки рельсовых плетей железнодорожного полотна», от самой площадки – «Способ постановки железнодорожного пути в проектное положение по высотным отметкам и устройство для его осуществления», от Октябрьского центра метрологии – «Универсальный стенд для калибровки шаблонов для измерения высоты автосцепки над вершиной головок рельсов», от службы пути – «Способы разрядки температурных напряжений в смежных плетях бесстыкового пути», от Санкт-Петербургского информационно-вычислительного центра – «Программа для обмена информационными сообщениями между пограничными станциями», из них пока заявка от РЕИП оценена патентоспособной, остальные – ожидают своей очереди.

– Как работники дороги мотивированы участвовать в рационализаторской деятельности?

– Поддержка молодых авторов в ОАО «РЖД» является приоритетной в системе стимулирования работников к активному участию в научно-техническом творчестве для создания и использования новых технических решений и возможного выявления среди идей изобретения, способного к получению государственного патента как объекта интеллектуальной собственности ОАО «РЖД». Лучшие рационализаторы по итогам полугодия и года выдвигаются дирекциями для размещения на виртуальной Доске почёта, которая расположена на корпоративном портале Октябрьской железной дороги.

С мая этого года началась подготовка к проведению самого масштабного молодёжного конкурса проектов «Новое звено». Лучшие из них, способные привнести новое в отрасль и улучшить технические и технологические процессы, реализуются на дорожном или сетевом уровне, а победители конкурса получают возможность быть зачисленными в кадровый резерв компании, получить дальнейшее обучение и развитие в ОАО «РЖД», в том числе и в качестве наставников будущих конкурсантов в дорожных и центральных экспертных группах. Ежегодно реализуется проект «Железнодорожник года на полигоне Октябрьской железной дороги», разработанный с целью адресной мотивации работников магистрали. Одним из критериев оценки для присвоения звания является участие в разработке и внедрении рационализаторских предложений. Победителям проекта присваивается одноимённое звание и вручается Почётный диплом, значок, а также денежная премия в размере 50 тыс. руб. Авторы, а также содействующие их разработке и публикации информационных карт коллеги получают денежное вознаграждение за каждое предложение.

Неравнодушное отношение коллективов к своему делу и высокая личная и профессиональная мотивация работников, персональная заинтересованность – залог успеха предприятий в части совершенствования производственных процессов и повышения эффективности работы холдинга в целом. Поздравляю новаторов и инноваторов Октябрьской с праздником и желаю трудовым коллективам дальнейших творческих и профессиональных успехов!


Ольга Беляева