07 мая 2021 14:18

07 мая 2021 14:18

фото: архив музея УЖД в Тёсово-Нетыльском

Тепловозы забрали из колонии

В Музее узкоколейной железной дороги в Тёсово-Нетыльском началась подготовка к летнему сезону – туристы активно бронируют удобные даты, а работники музея думают, чем удивить гостей. Пару недель назад на Тёсовскую железную дорогу была доставлена новая ретротехника – теп­ловоз-автомотриса ТУ6П и тепловоз ТУ6А. Теперь машины, прибывшие с территории закрытой исправительной колонии № 8 (ИК-8) Нижегородской области, хранятся в музее УЖД и ждут начала реставрации.
Самостоятельное исправитель­но-трудовое учреждение – «фи­лиал» Буреполомского исправительно-трудового лагеря – было создано в первые послевоенные годы в посёлке Южный. Там же проходила узкоколейная железная дорога – по ней, с помощью паровозов, а позднее теплово­зов, транспортировали лес. Технику обслуживали в самом настоящем депо, – с путевым развитием и необходимым оборудованием. Но вырубка завершилась, колония прекратила своё существование, а техника осталась стоять в депо. В последний раз эти машины эксплуатировались лет десять назад.

Разрешение на их вывоз пришлось оформлять более года. «Вызволить» технику помогали правительство Новгородской области, администрация Новгородского муниципального района, депутат Государственной думы Александр Васильев и руководство Федеральной службы исполнения наказаний. «Но добиться разрешения на вывоз – ещё было полдела: рельсы были разобраны, депо – в аварийном состоянии, – сказал директор Музея узкоколейной железной дороги в Тёсово-Нетыльском Алексей Помигуев. – И сама транспортировка тепловоза-автомотрисы ТУ6П и тепловоза ТУ6А переносилась из-за пандемии. Нужно было перевезти две машины одновременно. Это стало возможным благодаря компании «Автоспецтяж», которая вызвалась организовать дорогостоящую перевозку экспонатов. Спецоперация по погрузке заняла целый день».

В музее к приезду новых постояльцев подготовились заранее – уложили специальный отрезок пути, на который установили машины. Алексей Помигуев отметил, что «ретротехника находится в удовлетворительном состоя­нии, и отремонтировать её – не проблема, было бы финансирование». Но приоритетная задача – уберечь машины от разрушения – уже выполнена. Теперь приступят к косметической реставрации техники. Детали из тепловозов-доноров подобрать можно, ведь эти машины пока ещё задействованы на промышленных узкоколейных железных дорогах.

Работы по расширению железнодорожного полотна продолжаются в музее и сейчас, ведь места для экспонатов уже не хватает. Также в обозримом будущем планируется строительство ремонтного депо.

Мария Трошина