15 мая 2021 07:57

15 мая 2021 07:57

фото: иван куртов

Пяжиева Сельга: 105 лет под стук колёс

Станция работает на бесперебойное обеспечение транспортного обслуживания промышленных предприятий и населения Карелии


В апреле железнодорожной станции Пяжиева Сельга исполняется 105 лет. Больше века жизни предприятия прошли под знаком постоянного развития: менялась номенклатура обрабатываемых и транзитных грузов, росли объёмы погрузки, а накануне юбилея у станции повысилась классность.
Памятные вехи

Название станции происходит от карельского «горные возвышенности» или «каменные гряды». В 1915 году станцию строили как промежуточную на Олонецкой дороге, в постоянную эксплуатацию она была введена в 1916 году. Она находилась рядом с одноимённой деревней Деревянкского сельского поселения Прионежского района Республики Карелия. В годы войны Пяжиева Сельга, как и вся Восточная Карелия, находилась под контролем оккупационных войск Финляндии. В ближайшей к станции деревне располагался один из лагерей советских военнопленных, где после освобождения территорий в 1944 году в одном из бараков было обнаружено знаменитое письмо узников бойцам Красной армии, свидетельствующие об ужасах концлагеря.

После освобождения карельских земель от оккупации началось активное восстановление жизненно важной инфраструктуры, в том числе железнодорожной. Так, уже в 1946 году Пяжиева Сельга стала отправной точкой главного грузового хода узкоколейной железной дороги в восточном направлении, в сторону берега Онежского озера. Согласно отчётам Министерства лесной промышленности СССР, Пяжиевосельгская узкоколейка относилась к категории лесовозных, а в тяге использовались паровозы.

Промышленная заготовка леса, увеличение грузовой работы на дороге стимулировало рост населения деревни Пяжиева Сельга: с 1951 по 1969 год она удерживает статус посёлка городского типа, по переписи 1959 года здесь жило 3013 человек.

Летопись нового времени

Сейчас посёлок превратился в дачный, а станция из промежуточной на 361,14 км мурманского направления Октябрьской «поднялась» до II класса. «Ко второму классу Пяжиеву Сельгу отнесена в августе прошлого года, это произошло в связи с увеличением объёма погрузки», – рассказала начальник станции Ольга Грасевич. По её словам, объём погрузки вырос на 17% по сравнению с 2019 годом.

Вся история станции связана с поступательным развитием. Сейчас Пяжиева Сельга, развернувшаяся на пять километров в длину и километр в ширину, оформлена новыми посадочными платформами, отделанными тротуарной плиткой, к ней примыкают два двухпутных перегона с односторонней автоблокировкой: Пяжиева Сельга – Ладва в нечётном направлении и Пяжиева Сельга – Деревянка в чётном направлении. Подъездными путями станции пользуются постоянные клиенты дороги, занимающие­ся переработкой и отправкой каменного щебня на станции Московской, Горьковской, Северной дорог и не только. «Станция Пяжиева Сельга обеспечивает десятую часть от общих объёмов погрузки строительных грузов Петрозаводского территориального управления Октябрьской дороги», – отмечает Ольга Николаевна.

Для работников предприятия созданы лучшие условия для труда и отдыха. За последнюю пятилетку станция взрастила, воспитала и выпустила ряд руководителей, дала дорогу в жизнь будущим ревизорам движения, инженерам: работники переведены на более крупные станции, на более высокие должности.

Сейчас жизнеспособность предприятия обеспечивают двенадцать железнодорожников-движенцев. Это дежурные по станции со стажем работы в отрасли более 20 лет: Ольга Ишанина, Вадим Тозик, Анна Самсонова, Анастасия Яшина, а также добросовестные Татьяна Коробейникова и Анна Круглова. Приёмосдатчики Анна Лукинская, Ирина Антонова, – по словам Ольги Грасевич, профессионалы самого высокого уровня. Приёмосдатчики Ольга Сташкова, Кристина Дружинина и Кристина Афанасьева – молодые сотрудники и, по наблюдениям старожилов коллектива, весьма ответственные и перспективные.

Сама Ольга Николаевна работает на Пяжиевой Сельге с февраля, её стаж на дороге – более двух десятков лет, за плечами организация работы таких станций, как Маленга, Сосновце, Горелый Мост, Чална-Онежская, Падозеро.

«Стабильность и высокие показатели удаётся достигать за счёт и при помощи высокого профессионализма сотрудников станции Пяжиева Сельга, за что им – большое спасибо, – говорит Ольга Николаевна, – у нас дружный трудовой коллектив – как большая семья, ведь без положительного настроя не добиться решения поставленных задач».

Своей семьёй движенцы Пяжиевой Сельги также называют работников смежных хозяйств – дистанции пути и СЦБ, регионального центра связи, которые вносят существенный вклад в безотказную работу станции. «Ведь все мы работаем на один результат – на бесперебойное обеспечение транспортного обслуживания промышленных предприятий и населения Карелии», – говорит Ольга Грасевич. Такой подход железнодорожников к делу внушает уверенность, что летопись истории станции Пяжиева Сельга запечатлеет немало славных трудовых свершений.

Оксана Абрамова