15 мая 2021 08:05

15 мая 2021 08:05

фото: иван куртов

ЭД, ЭТ и «Ласточка»

В скоростном электропоезде, как в самолёте, путь начинается с приветствия машиниста

Локомотивная бригада – душа и сила подвижного состава. В их руках безопасность и спокойствие пассажиров. В моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-20) трудятся машинист электропоезда Александр Филимонов и его помощник Сергей Гусевский. По мнению руководства предприятия они – одни из лучших представителей своего дела.
Машинист электропоезда Александр Филимонов 16 лет водит пригородные поезда – ЭД4М, ЭТ2М, ЭР2. В 2014 году начал управлять скоростными «Лас­точками», ещё через четыре года получил первый класс квалификации. Он ездил во всех пригородных направлениях с Финляндского вокзала, но чаще всего – в сторону Ладожского озера, Невской Дубровки, Кузнечного, Белоострова, Выборга.

Александр Филимонов работает в паре с Сергеем Гусевским, помощником машиниста. Сергей на дороге уже шестой год, имеет право управления «Ласточкой» и другими подвижными составами. Александр, как старший по званию и стажу, уважительно относится к коллеге, видя его профессиональную грамотность и устойчивые навыки.

Утром Александр и Сергей приходят на пункт оборота, проходят инструктаж, затем – предрейсовый медицинский осмотр, а так уже можно и состав идти принимать.

Кажется, что единственная функция локомотивной бригады – обеспечивать движение поезда, чтобы люди вовремя доехали из одной точки в другую. Однако в пути следования локомотивная бригада взаимодействует с пассажирами. Работу на «Ласточках» от вождения обыкновенных пригородных поездов отличает, прежде всего, высокая культура обслуживания. Тон поездке задаёт приветствие. «Перед отправлением мы всегда представляемся, как пилоты воздушного судна, – говорит Александр Филимонов. – Должности, классы квалификации, имена, фамилии, маршрут следования, и, конечно, пожелание доброго пути и хорошего настроения».

Оказание помощи – привычная рабочая обязанность. Например, для маломобильных граждан Александр и Сергей устанавливают пандус, помогают разместиться в вагоне и выйти из него. Тактичные, вежливые, понимающие – они могут решить любую проблему, подобрав правильные слова. Недавно из поезда выходили женщина с дочерью, на плече одной из них была дамская сумочка, которая соскользнула и упала между вагоном и платформой. Молодая барышня полезла за ней. «Увидели, «погасили» машину. Помощник подбежал к девушке, остановил её. После подошёл к другой стороне платформы, залез под состав и достал сумку», – вспоминает Александр. Он отмечает, что обеспечение достойного сервиса – командная работа: в «Ласточке» пассажир может обратиться к представителям охранной организации и билетным разъездным кассирам – все они трудятся для комфорта и безопасности пассажиров.

«Александр Филимонов и Сергей Гусевский – эталонная бригада. Такие профессионалы, какими должны быть настоящие русские железнодорожники, – рассказал машинист-инструктор скоростной колонны Василий Шаповалов. – Александр, например, если приступил к работе – сделает всё «от и до», детально следуя инструкции. Пример человечности и клиентоориентированности. За все годы работы на него не было ни одной жалобы. Он – мой помощник в любом деле. Сергей, под влиянием коллеги-наставника, со временем тоже станет прекрасным машинистом, в этом я уверен. На следующий год мы рассмотрим его кандидатуру на эту должность».

Александр Филимонов регулярно участвует в конкурсах профмастерства, снимается в учебных фильмах. «Сейчас работает над созданием обучающих видео по «Ласточкам», – объяснил он. – Моделируем ситуацию, вызванную неисправностью на подвижном составе. Помощник машиниста становится видеооператором, а я, находясь в кадре, объясняю, что нужно сделать для устранения поломки. Эти ролики распространяем среди локомотивных бригад. Особенно это пригодится молодым работникам, но для обновления и укрепления знаний полезно и опытным. Очных занятий почти нет, а видео – актуальный, в это непростое время, формат».

К новичкам на железной дороге у Филимонова особое отношение. Чтобы передать им свой опыт он активно ведёт наставническую деятельность, принимает экзамены в депо в составе комиссии у будущих машинистов. Он «обкатал с нуля» шесть молодых специалистов. «Для меня значимо проходить вместе с ними путь от обучения до экзаменов у начальника депо и первых самостоятельных рейсов», – подчеркнул Александр.

«В молодости и представить не мог, что буду железнодорожником. Меня больше интересовали гонки и автомобили, – признался Александр. – Из школы ушёл после девятого класса, поступил в техникум железнодорожного транспорта. Учёба понравилась настолько, что после получил и высшее образование в ПГУПСе. Работаю на дороге с 18 лет». Машинист видит, что даже за его 16 лет работы на «железке» изменилось многое – появились новые технологии и виды подвижного состава, благодаря высокой скорости и комфорту электрички стали одним из популярнейших видов транспорта. А значит, у его родной отрасли – большое будущее.

Мария Трошина