17 мая 2021 15:04

17 мая 2021 15:04

фото: архив отряда «ладога»

Вечно молодая «Ладога»

Студотряд помощников машиниста электропоезда открывает своим бойцам новые перспективы в профессии

В воскресенье, 7 марта, студенческому отряду «Ладога» исполнилось 35 лет. За это время профессию помощника машиниста получили более тысячи человек.
«В конце мая состоится очередной выпуск студентов, закончивших обучение, поэтому празднование перенесено именно на этот период, – сказал командир отряда Евгений Богданов. – Сейчас наши бойцы ведут подготовительную работу, разыскивая и приглашая на праздник всех, кто состоял в отряде». За три с половиной десятилетия «Ладога» дала знания и опыт целой армии специа­листов, а один из самых известных бойцов отряда – нынешний заместитель генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам пассажирского комплекса Дмитрий Пегов.

Идея создания студотряда возникла у руководства ЛИИЖТа и моторвагонного депо Ленинград-Финляндский (ТЧ-20) в 1986 году. Тогда Ленинград­ская область переживала настоящий «дачный бум»: в летний сезон только с Финляндского вокзала ежедневно отправлялось до 350 пригородных поездов. Дорога испытывала острую нехватку работников локомотивных бригад. В ТЧ-20 появилась идея взять на работу студентов, ЛИИЖТ её поддержал, и студентам стали давать дополнительное образование на кафедре «Электрическая тяга» профильного вуза. Следует отметить, что на этой кафедре был единственный в Советском Союзе тренажёр-симулятор кабины машиниста электропоезда.

35 лет назад ребята так же, как и сегодня, овладевали новой профессией в течение полугода, оставаясь по два часа ежедневно после занятий. А на практику они отправлялись в электропоезда в качестве помощников машиниста.

Начав работу в ТЧ-20, в течение пары лет «ладожцы» развернули свою деятельность и в других депо Ленинградского узла. «В середине 1980-х я учился на втором курсе электромеханического факультета, – вспоминает бывший командир отряда, а ныне доцент кафедры «Электрическая тяга» Валерий Иващенко. – Я самостоятельно окончил курсы помощников машиниста и в свободные часы работал на железной дороге по этой специальности. У меня было много единомышленников, и мы образовали костяк вновь создаваемого отряда, собрав вокруг себя тех, кто только хотел освоить новую профессию и был готов заниматься на организованных при ЛИИЖТе курсах. С графиком свободных часов каждого из нас командир отряда шёл к начальнику депо и узнавал, когда выходить на работу в качестве помощника машиниста. Это было удобно: мы получали основную специальность, при этом, освоив ещё одну, непрофильную, мы уже работали на дороге и плюс ко всему – прилично зарабатывали. В 1980-е годы я, студент, получал до 250 руб. в месяц!»

Отряд успешно трудился, одни студенты заканчивали обучение в вузе и уходили, на их место приходили новые. «Сейчас в отряде «Ладога» 45 бойцов, – продолжает Богданов. – Это ребята, прошедшие обучение в 2019 и 2020 годах. Кроме того, 13 из них прошли ещё трёхмесячный курс обучения на «Ласточке», ещё двое получили то же образование самостоятельно в моторвагонной дирекции, и теперь все они работают на этом подвижном составе. В этом году конкурс на обучение на курсах при отряде «Ладога» составил четыре человека на место. При зачислении учитывается как состояние здо­ровья, так и успеваемость студентов».

Обучение нового набора продолжается, и среди выпускников впервые будет девушка.

Елена Харламова