16 апреля 2021 19:23

16 апреля 2021 19:23

фото: архив региональной инновационной площадки ОЖД

Чистая деталь прослужит дольше

Региональная инновационная площадка (РЕИП) Октябрьской железной дороги завершила испытания инновационного экологически без­опасного техничес­кого моющего средства для глубокой очистки узлов и агрегатов. Сразу после тес­тирования, в начале февраля, специалисты РЕИП приступили к оформлению технико-экономичес­кого обоснования для принятия решения о тиражировании технологии на сети.
Натурные испытания моющего средства проводились сразу на двух предприятиях: на базе Тверского сервисного локомотивного депо очищали наружную часть остова тягового электродвигателя локомотива, а на базе Псковского вагонного ремонтного депо – подшипниковый узел колёсной пары грузового вагона.

Чтобы проверить, как средство удалит смазку, пыль, грязь и масло, детали мыли и вручную, и в моечной машине.

Это универсальное средство способно заменить те, в состав которых входят растворители на основе неф­тепродуктов, спиртов, трихлорэтилов, едких щелочных составов и кислот, традиционно применяющиеся для очистки при меж­операционной моечно-очистной обработке деталей и узлов, перед нанесением гальванических, лакокрасочных, эмалевых и других защитных покрытий. Новое моющее средство – это биоразлагаемое пожаровзрывобезопасное соединение, относящееся к IV классу малоопасных соединений по ГОСТ 121 007-76. Кислотность водного рабочего раствора составляет около 9 pH, то есть в пределах нормы для обычной водопроводной воды.

Это не растворитель: принцип его работы заключается в избирательном воздействии на длинные цепи углеводородных соединений, чем и обусловлено удаление органических загрязнений, в том числе нефтепродуктов, с металлических, резиновых и кожаных поверхностей. Моющая композиция не оказывает агрессивного влияния на лакокрасочные покрытия, вдобавок она обезжиривает очищаемую поверхность. Как сообщает производитель средства, в его составе также есть противокоррозийная добавка и антистатик, поэтому на поверхностях обрабатываемых материалов образуются защитные слои, препятствующие окислению деталей и узлов вагонов и локомотивов.

В соответствии с действующим заключением ОАО «ВНИИЖТ», состав можно применять для очистки подвагонного оборудования, деталей и узлов локомотивов, включая тяговые электродвигатели, картеры, масляные фильтры и форсунки топливной аппаратуры, цистерны. Экономический эффект от применения нового средства обусловлен снижением расходов на электроэнергию. Так, при обмывке деталей и узлов традиционными средствами воду требуется нагреть до 80°C и выше, а для применения нового средства достаточно и 40°C. При этом средство не имеет запаха, не вызывает аллергической реакции, не раздражает кожные покровы и слизистые оболочки, вдобавок исключается работа с кипятком, что также повышает уровень без­опасности работников.

«По итогам натурных испытаний предстоит оформить технико-экономическое обос­нование (ТЭО), так как моющее средство зарекомендовало себя с наилучшей стороны: значительная разница до и после его применения была заметна невооружённым глазом», – говорит руководитель Региональной инновационной площадки ОЖД Людмила Белокрыльцева. Размер экономического эффекта от его использования станет известен после оформления ТЭО.

Ольга Беляева