16 апреля 2021 19:43

16 апреля 2021 19:43

фото: иван куртов

Вагон – в состав машины

Улучшив процесс эксплуатации снегоуборочной техники в прошлом году, железнодорожники готовы работать по новой технологии в дальнейшем

По итогам разработки и внедрения проектов бережливого производства за 2020 год предложение коллектива Тосненской механизированной дистанции инфраструктуры (ПЧМ Тосно) «Изменение расположения вагона сопровождения в снегоуборочной машине ТЭС ПСС-1К» в Северо-Западной дирекции по эксплуатации путевых машин признано одним из самых высокоэффективных: проект позволил предприя­тию сэкономить почти 3 млн руб.
Зимняя путевая техника ТЭС ПСС-1К предназначена для очистки пути и стрелочных переводов от снега. Машина состоит из двух основных частей: тяговой энергетической секции ТЭС с дизельным двигателем, которая служит локомотивом для несамоходного поезда, и непосредственно самого снегоуборочного состава ПСС-1К.

В период интенсивных снегопадов эта техника работает на перегонах и станциях круглосуточно, поэтому эксплуатируют её посменно две локомотивных бригады: два машиниста – один в ТЭС, другой в ПСС, и один помощник машиниста. Их проживание предусмотрено в жилом модуле – вагоне сопровождения, который включается в состав ТЭС ПСС. В вагоне своя дизель-генераторная установка и дизельная система отопления, которые должны функционировать круглые сутки.

По технологическому процессу работы снегоуборочной машины жилой модуль размещается как в голове состава, так и в хвосте. Поэтому во время очистки станционных путей его необходимо отставлять на соседний путь, чтобы не мешал снегоуборке. На производство маневровых работ требуется в среднем два часа, которые можно квалифицировать как непроизводительные потери, так как ТЭС функционирует в рабочем режиме, расходуется топливо. К тому же отставление вагона сопровождения может потребовать больше времени, ведь в приоритете – пропуск грузовых и пассажирских поездов. Таким образом, ТЭС может простоять в ожидании, пока отставят вагон, пару часов вхолостую.

Чтобы сократить экономические затраты на горюче-смазочные материалы, специалисты ПЧМ Тосно разработали иную схему расположения вагона сопровождения: предлагается размещать его между тяговой секцией и снегоуборочным составом. Опытная эксплуатация технологии проводилась с ноября 2019 по апрель 2020 года. Тогда наладчики протянули от ТЭС к вагону необходимые кабели: теперь его устройства и системы будет запитывать дизельная установка тяговой секции.

«Мы включаем вагон сопровождения в состав снегоуборочной машины ТЭС ПСС, и это позволяет обеспечивать его электропитание от дизельной установки самой машины. Таким образом, отпадёт необходимость «гонять» дизель-генератор самого вагона», – говорит начальник производственно-технического отдела ПЧМ Тосно Алексей Михайлов. Вдобавок, сократится время выполнения маневровых работ на станциях, так как теперь не нужно отставлять жилой модуль.

По подсчётам специалистов ПЧМ Тосно, за зимний сезон работ – с ноября до марта – затраты на дизтопливо во время маневровых работ, а также на работу устройств вагона сопровождения и на его техобслуживание составляют 3,2 млн руб. После реализации проекта затраты на дизельное топливо составили 420 тыс. руб. Затраты на приобретение материалов – кабелей и разъёмов – 154 тыс. руб. Таким образом, итоговый экономический эффект от внедрения проекта составил 2,6 млн руб. за зимний период работы путевой техники.

В этом году работа по этой технологии продолжится. В перспективе изменение расположения вагона сопровождения во всех пяти имеющихся на балансе ПЧМ Тосно ТЭС ПСС сэкономит предприятию около 13 млн руб.

Ольга Беляева