16 апреля 2021 21:02

16 апреля 2021 21:02

фото: виктор казарин

Паровоз, привёзший жизнь

Реконструкция событий помогает хранить память о подвиге железнодорожников

В воскресенье, 7 февраля, на Финляндский вокзал Санкт-Петербурга, как и 78 лет назад, утром 1943-го, прибыл поезд, который тащил за собой, выбрасывая в небо тугие клубы пара, паровоз.
Эта историческая реконструкция прибытия первого поезда с Большой земли после прорыва блокады стала традиционной для Октябрьской. Эмоции, вызванные появлением долгожданного поезда, зрителям передали 40 актёров из Санкт-Петербургского дома культуры железнодорожников, участники одного из городских клубов реконструкторов и молодёжный актив дороги.

Нам сегодняшним, сытым и только что прибывшим на вокзал из своих тёплых квартир, искренне понять, что чувствовали ленинградцы, пришедшие тогда на перрон Финляндского вокзала, почти невозможно. Но актёры грандиозность и трагичность события сумели передать так, что и у людей, не знавших тягот блокады, не видевших измождённый город, на глазах наворачивались слёзы.

«Таких подвигов, как строительство пути в тяжелейших условиях и затем его эксплуатация, у железнодорожников немало, но этот занимает особое место в памяти Октябрьской, – подчеркнул начальник ОЖД Виктор Голомолзин. – Цена спасения города и его жителей была очень высока: каждый третий из более 600 человек в составе локомотивных бригад не вернулся с работы домой».

«Бывают в жизни государства и народа такие события, которые по своей значимости не имеют срока давности, – сказал Павел Марков, председатель Межрегионального координационного совета ветеранов ОЖД. – Одно из таких событий мы отмечаем сегодня. После прорыва блокады грузовые перевозки увеличились в четыре раза, это позволило укрепить жизнеспособность города. Мы, дети войны, трудились с людьми, которые строили железную дорогу, водили по ней поезда. Я хорошо помню рассказы Владимира Георгиевича Аверкиева, – он был начальником паровозного депо № 12, единственного действующего во время блокады».

7 февраля 1943-го почётная миссия была доверена лучшей бригаде паровоза ЭУ708-64. Сейчас на Октябрьской дороге сохранился исправный паровоз серии ЭР-791-94, похожий на своего легендарного предшественника. Паровозы этой серии выпускали в Советском Союзе до 1936 года. Но во время войны пути были ослаблены, поэтому выпуск паровозов этой серии возобновили. В 1944 году выпуск прекратили – им на смену пришли более мощные ФД.

«Это большая честь для меня, – выступить в роли машиниста, приведшего в осаждённый город первый поезд с продовольствием, – признался машинист Пётр Кузин. – В нашем депо (ТЧЭ-12 – ред.) работали многие из тех, кто строил или эксплуатировал Дорогу жизни, и их рассказы часто вспоминают в нашем коллективе».

Паровоз ЭР, который в этом году привёл Пётр Кузин в рамках реконструкции, выпущен в 1955 году. Работал в депо Сортавала, потом его передали в Белгород, а недавно он вернулся на Октябрьскую, и теперь задействован в маневровом движении на станции Санкт-Петербург-Сор­тировочный-Московский, периодичес­ки отправляется в Сортавалу, водит Рускеальский экспресс.

Прямую трансляцию с вокзала можно было посмотреть на YouTube-канале «ВДороге» и в группе «Вконтакте» Музея железных дорог России. Спустя сутки после мероприятия, когда верстался номер, запись набрала более 11 тыс. просмотров.

В тот же день на вокзале работала выставка, посвящённая работникам отрасли. В витринах – «шарманка» машиниста, дорожный набор для писем, элементы формы членов локомотивных бригад.

По словам директора Музея железных дорог России Владимира Одинцова, «выставки, приуроченные к прибытию первого поезда музей проводит уже третий год подряд, ведь одна из наших задач – сохранение исторической памяти подвигов железнодорожников в годы Великой Отечественной войны».

Мария Трошина