16 апреля 2021 20:48

16 апреля 2021 20:48

фото: иван куртов

«Женя, дай хлеба!»

В День снятия блокады бывший начальник моторвагонного депо Санкт-Петербург-Фин­ляндский (ТЧ-20) Николай Иванович Смирнов приехал на Пискарёвское кладбище, чтобы возложить цветы к могилам погибших жителей осаждённого города, в том числе к братской могиле № 8, где в 1942 году была захоронена его мама.
Николай Смирнов родился 7 февраля 1940 года в Ленинграде. «Когда началась война, папа ушёл на фронт, а мама осталась со мной и двумя моими сёстрами, Евгенией и Клавдией, – рассказывает железнодорожник. – И хотя в начале блокады мне было полтора года, я хорошо помню холод и голод того времени. Помню, как я сидел в углу и твердил: «Женя, дай хлеба!»

В феврале 1942 года мама Коли умерла. И тогда старшая сестра, 19-летняя Евгения, увезла Колю и десятилетнюю Клаву к деду в деревню в Костромскую область. «Из Ленинграда мы выбирались долго, – рассказывает он. – На поезде, пароходе и перекладных машинах ехали 11 дней».

Сразу после окончания войны Евгения вернулась домой, в Ленинград, а брата с сестрой оставила у деда: отец Смирновых погиб на фронте, и поднимать двоих детей юной девушке было бы тяжело. Зато в 1952 году Евгения забрала их в город на Неве. «Домой мы ехали на поезде, который тащил за собой пыхтящий паровоз, – говорит Николай Иванович. – Поездка произвела на меня такое неизгладимое впечатление, что я уже тогда решил – буду машинистом».

После окончания семилетки в 1954 году Николай поступил в профессиональное училище железнодорожного транспорта на специальность «слесарь электропоезда», затем пришёл на работу в ТЧ-20, где и проработал всю свою трудовую жизнь. Был помощником машиниста и машинистом, машинистом-инструктором и заместителем начальника депо по эксплуатации, главным инженером, затем возглавил предприятие. «Смирнов – настоящий стойкий оловянный солдатик, большой труженик и фанат железной дороги, – рассказывает о нём коллега, тоже бывший начальник ТЧ-20 Виктор Мысиков. – Мы вместе проработали много лет. В 1970-е годы он был заместителем начальника депо по эксплуатации. Это было время, когда электропоезда с Финляндского вокзала уходили каждые 2–3 минуты. Тогда в подчинении у Николая Ивановича было более тысячи человек, а в его обязанности входило решение всех технических проблем ТЧ-20, личное собеседование со всеми машинистами и помощниками машиниста при приёме на работу, согласование всех графиков отпусков и многое другое. Чтобы справиться с этими задачами, он приходил в пункт оборота в 6 утра и уходил в 11 вечера. Его жена Татьяна Ивановна тоже трудилась на железной дороге – была начальником станции Левашово, поэтому ситуацию понимала. Смирнов за свой труд и хорошее отношение к людям заслуживает самых важных наград».

За полвека, отданные магистрали, Смирнов получил 71 благодарность от начальников ОЖД.

В 2005 года Николай Иванович ушёл на заслуженный отдых. На смену ему в ТЧ-20 пришли двое сыновей – Игорь, Владислав и внук Михаил. Все они трудятся в родном депо машинистами, и часто слышат добрые отзывы в адрес отца и деда со стороны сослуживцев, которым довелось с ним работать.


Елена Харламова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31