02 марта 2021 07:22

02 марта 2021 07:22

фото: марианна сладкова

Аккумулятор на смену бензину

В среду, 16 декабря, на базе Санкт-Петербург-Московской дистанции пути состоялось инструкторско-методическое занятие по применению инновационных средств малой механизации. В отличие от прежних инструментов, новые оборудованы аккумуляторной батареей, что значительно облегчает их вес, а технические характеристики делают их более комфортными в использовании.
Поступившие на Октябрьскую в рамках инвестпрограммы 28 единиц инновационных средств малой механизации – рельсосверлильные и рельсолентопилочные станки, переносные ударные шуруповёрты и вертикальные виброшпалоподбойки – распределены на два предприятия: Санкт-Петербург-Витебскую и Санкт-Петербург-Московскую (ПЧ-10) дистанции пути.

«Инструмент – рельсосверлильные и рельсолентопилочные станки, переносные ударные шуруповёрты и вертикальные виброшпалоподбойки – поступили к нам в опытную эксплуатацию, чтобы мы могли сравнить их с аналогичными бензиновыми станками, – говорит главный инженер службы пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Кирилл Скоморохов. – Для опытной эксплуатации выбраны схожие условия по грузонапряжённости пути, чтобы понять, как функционирует техника при выполнении однотипных работ».

Монтёры пути Санкт-Петер­бург-Московской дистанции тестируют новый инструмент уже полтора месяца и очень довольны техникой. «Основное преимущество новинок – удобство эксплуатации, – поясняет бригадир ПЧ-10 Михаил Кузнецов. – Так, техника работает с помощью портативного универсального аккумулятора, который подходит под каждый инструмент, нужно лишь его свое­временно заряжать в течение 4 часов, и запаса энергии хватает на 6 часов непрерывной работы». Аккумулятор размером 30х15 см весит около 6 кг. Работать такая батарея позволяет при температуре от –10°C до +60°C, но пока морозов не было, и монтёры не могли проверить весь комплекс способностей аккумулятора.

Новые инструменты гораздо легче используемых прежде. Например, рельсосверлильный станок весит около 15 кг (а старый – 55 кг), при этом его производительность в разы выше: в среднем на весь комплекс работ – сверление отверстий для сбалчивания стыков – уходит не более 40 секунд.

Путейцы отмечают, что новые инструменты незаменимы при оперативном устранении неисправностей, когда на работу отводится двухчасовое «окно», особенно ночью. «Взял такой рельсосверлильный станок в руку – и сразу на место, в то время как для доставки старого инструмента нужен был автотранспорт, – говорит Михаил Кузнецов. – К тому же работа без бензина и дизельного топлива исключает вредное воздействие выхлопных газов на окружающую среду, а наличие электродвигателя снижает вибрацию и уровень шума, что удобно для самих путейцев».

В ряду новых инструментов есть и такой, аналогов которого у путейцев не было – это рельсоленточнопильный станок. Был, правда, рельсорезный, но из-за нагрева режущей детали и рельса металл мог испортиться, вследствие чего была велика вероятность возникновения дефекта. В новом инструменте используется охлаждающая жидкость, которая минимизирует нагрев.

Оценили путейцы и вибро­шпалодподбойку: «После неё руки не дрожат!», – прокомментировали они. Прежней шпалоподбойкой с плоским бойком шпалу приходилось подбивать подолгу, делая много точечных движений. У этой – боёк объёмный и с насечками, благодаря чему щебень распределяется равномерно, что в итоге позволяет сократить время операции.

В целом, путейские средства малой механизации обновляются медленнее, чем другая железнодорожная техника, и путейцы Октябрьской надеются, что опытная эксплуатация станет катализатором обновления парка инструментов в целом на дороге.

Ольга Беляева