02 марта 2021 07:30

02 марта 2021 07:30

фото: архив предприятия

Свежий взгляд

Молодёжные проекты помогают по-новому подойти к привычным техпроцессам

В рамках финала проекта «Лидер Октябрьской 2020», прошедшего в октябре, молодые специалисты ОЖД представили свои разработки, многие из которых способны существенно улучшить качество предоставляемых услуг или технологических процессов.
Разрабатывать идеи проектов улучшений участники начали на Слёте молодёжи полигона дороги в августе прошлого года. В августе 2020-го была проведена предварительная защита проектов «Лидер Октябрьской 2020» с определением участников финала. За прошедший период молодые специа­листы занимались разработкой и реализацией своих идей совместно с кураторами из числа руководителей. Параллельно с работой над проектами участники «Лидера Октябрьской» на тренингах развивали навыки работы в команде, эффективной аргументации, создания презентаций, публичных выступлений и участвовали в семинарах по проектному менеджменту и процессному подходу в проектном управлении.

В финале были представлены 12 разработок, которые оценивала экспертная комиссия под председательством и.о. главного инженера ОЖД Виктора Иванова. Первое место заняли сразу два проекта: «Цифровая железнодорожная станция», представленный дежурной по станции Лужская Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций Татьяной Карпенко, и «Доступный билет», который защищала инженер отдела по работе с органами власти Наталья Лексина.

В рамках первого из этих проектов авторами предложено перевести журнал осмотра пути, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46, который сейчас используется в бумажном варианте, в электронный вид. «Этот журнал ведётся на всех станциях и отражает результаты периодических проверок, в том числе устройств СЦБ, записываются обнаруженные неисправности, а также удостоверяется нормальная работа устройств после устранения повреждений, – поясняет Татьяна Карпенко. – Записи о начале и завершении производства работ оформляют представители всех служб – и путейцы, и механики, и энергетики, и связисты. И перевод журнала в электронный формат был бы особенно актуален в период ограничительных мер, связанных с пандемией».

Второй проект предусматривает улучшение сервиса для маломобильных граждан. «Я сформулировала механизм комплексного предоставления услуг для маломобильных пассажиров. – говорит Наталья Лексина. – На момент формирования проекта билеты для этой категории пассажиров в электронном виде ещё не оформлялись – их надо было приобретать в кассе. И первый шаг был направлен на организацию оформления билетов через интернет. Но эта возможность была реализована вне рамок нашей работы, поэтому я сосредоточилась на втором шаге – чтобы при приобретении электронного билета для маломобильного пассажира сразу предлагался и полный комплекс услуг Центра содействия мобильности, например, по сопровождению или посадке в поезд».

В тройке лидирующих проектов оказалась разработка дорожного мастера Бологовской дистанции пути Арстана Уразакова «Разряженный путь».

«Цель моего проекта – снижение по отношению к показателям прошлого года трудозатрат на производство работ по разрядке температурных напряжений в рельсовых плетях на 50%, а также сокращение эксплуатационных расходов при производстве работ по текущему содержанию бесстыкового пути на 30%», – говорит Арстан.

Актуальность проекта объясняется большим объёмом работ, ежегодно производимых на Октябрьской. Так, на весну – лето 2020 года сформирован график разрядки температурных напряжений на полигоне дороги в рельсовых плетях 1, 2, 3-й очереди, – в общей сложности 818,5 пар плетей протяжённостью 304 км. В зоне обслуживания нашей, бологовской, дистанции за весну-лето нынешнего года предстояло разрядить 93 плети общей протяжённостью 36,37 км. Для разрядки плетей длиной 800 м и менее, 42 из которых смежные, требуется 48 «окон» продолжительностью 4 часа. При этом плети располагаются на разных эксплуатационных участках дистанции. Для производства операции разрядки одной плети двумя комплектами гидравлических натяжных устройств (ГНУ), требуется два руководителя и 28 монтёров пути, а также инструмент и расходные материалы для укомплектования двух бригад.

Когда разряжать будем?

Из многолетней практики известно, что из общего числа плетей около 40% укладывают при температуре рельсов ниже оптимальной (или расчётной), поэтому их надо принудительно вводить в tопт = ±5°С с разрядкой в них напряжений. Разрядка температурных напряжений в рельсовых плетях бесстыкового пути должна рассматриваться как исключительная работа и выполняться в следующих случаях:

– при перезакреплении плетей на постоянный режим эксплуатации после их закрепления во время укладки при температуре выше или ниже оптимальной более чем на 5°С;

– перед сваркой коротких плетей в длинные при разности температур закрепления соседних плетей более 5°С, а всех плетей, свариваемых в одну плеть, более 10°С;

– при «потере» температуры закрепления плети в результате угона;

– после восстановления сваркой целостности плетей, если оно выполнялось ниже или выше оптимальной температуры закрепления более чем на 5°С;

– при необходимости выполнения ремонтных работ на пути при температуре рельсов выше температуры закрепления на величину, превышающую допускаемый для такой работы перепад по устойчивости пути.

Разрядка температурных напряжений в плетях бесстыкового пути должна производиться с соблюдением следующих требований:

– в плетях длиной 800 м и менее в прямых и кривых радиусом более 650 м в одном направлении – по ходу движения поезда;

– в плетях длиной 600–800 м в кривых радиусами 650 м и менее и при наличии S-образных кривых – полуплетями, т.е. в обе стороны от их середины;

– плети длиной менее 600 м при наличии кривых радиусами менее 650 м и S-образных кривых могут разряжаться в одном направлении.

Раскрепление плети и установка её на ролики, парные пластины должны проводиться с её подвижного конца. Разрядка напряжений в плетях должна производиться при обязательном вывешивании их на парные пластины, опорные или специальные ролики (для скреплений типа ЖБР и АРС-4).

Разрядка напряжений в плетях должна производиться в специальные «окна». Исключением может быть разрядка напряжений в плетях на участках со скреплениями КБ65 с вывешиванием плетей на парные пластины и соединением концов плетей с примыкающими к ним рельсами инвентарными накладками с рельсовыми вкладышами.

Введение по принуждению

Принудительный ввод плетей в оптимальную температуру закрепления производится:

– в случае укладки плетей при их температуре ниже tопт – 5°С;

– перед сваркой эксплуатируемых плетей, уложенных и закреплённых при температуре ниже tопт – 5°С;

– при восстановлении оптимальной температуры закрепления плетей, подверженных угону, если работы выполняются при температуре ниже tопт – 5°С;

– на участках восстановления целостности плети сваркой, если работы выполняются при температуре их ниже температуры закрепления более чем на 5°С.

Принудительный ввод плетей в оптимальную температуру закрепления выполняется с использованием гидравлических натяжных устройств (ГНУ) или нагревательных установок на жидком топливе. Разрешается ввод плетей в оптимальную температуру закрепления при одновременном воздействии на них ГНУ и нагревательной установки (с двух сторон каждой плети).

Обязательным условием применения ГНУ и нагревательных установок является применение средств, снижающих сопротивление перемещению плети при их удлинении (нагревательной установкой) и их растяжении (ГНУ).

При удлинении плети нагревательной установкой в качестве средств, снижающих сопротивление перемещению, целесообразно использовать парные пластины, из которых нижняя может быть выполнена из полиэтилена, а верхняя – металлическая. Суммарная толщина пластин должна быть не менее 8–10 мм. При растяжении плети ГНУ могут использоваться парные полиэтиленовые пластины, роликовые опоры (металлические), навесные ролики, опорные ролики для АРС-4, опорные и боковые ролики для скреплений ЖБР (как правило, радиусами менее 800 м). Установка пластин и роликов должна производиться в соответствии с требованиями инструкции.

Работы по вводу плетей в оптимальную температуру закрепления выполняются в следующей последовательности:

– уточняется план линии на участке, где плети вводятся в оптимальную температуру закрепления;

– составляется план производства работ, т.е. определяется как плети вводятся в оптимальную температуру – вся плеть в одном направлении или полуплетями;

– раскрепляются плети (полуплети) и вывешиваются на парные пластины или роликовые опоры, включая и специальные опорные ролики для скреплений АРС-4 и ЖБР;

– определяется перепад температуры плети при производстве работ и оптимальная температура закрепления;

– разбиваются плети на контрольные участки по 50 м и на них наносятся контрольные риски;

– рассчитываются удлинения 50-метровых участков плетей при действии ГНУ, нагревательной установки и отмечаются риской на плети в сторону неподвижного конца плети;

– определяются длины анкерных участков в зоне неподвижного и подвижного концов плети, но вне растягиваемой плети.

Анкерный участок в зоне неподвижного конца растягиваемой плети устраивается на примыкающем уравнительном пролёте, а при необходимости и частично в начале примыкающей к нему плети.

Анкерный участок в зоне подвижного конца растягиваемой плети устраивается на примыкающем к нему конце плети, т.е. вне растягиваемой плети.

В пределах анкерных участков необходимо обес­печить нормативную затяжку болтов и шурупов, а при включении в него уравнительного пролета и стыковых болтов.

При значении t > 20°С необходимо стандартные стыковые болты в стыках уравнительного пролета заменить на высокопрочные и затянуть их крутящим моментом 1100 Н·м.

В процессе растяжения плетей ГНУ необходимо обеспечить контроль за их перемещениями. В случаях, если на отдельных участках расчётные риски на плети не совпадают с контрольными сечениями на «маячных» шпалах, необходимо использовать ударный механизм с клиновым упором и добиться их совпадения. Положение расчётных рисок определяется по методике, приведённой в предыдущем разделе по разрядке температурных напряжений.

Считается, что плети введены в оптимальную температуру закрепления, если максимальные несовпадения расчётных рисок на плети с контрольными сечениями на «маячных» шпалах не превышают ±5 мм.

Закрепление плети, растянутой ГНУ, производится от её подвижного конца в сторону неподвижного.

Закрепление плети, удлинённой путём её нагрева, производится вслед за её нагревом после совпадения расчётных рисок на плети с контрольными сечениями на «маячных» шпалах.

Работы по вводу плетей в оптимальную температуру закрепления должны быть занесены в «Журнал учёта службы и температурного режима рельсовых плетей» с указанием даты работы, температуры плети при их проведении, расчётных и фактических её удлинений и полученной температуры закрепления плети.

Две плети в одно «окно»

В Бологовской дистанции пути при разрядке температурных напряжений в плетях бесстыкового пути с помощью гидравлического натяжного устройства рационализаторами Бологовской дистанции пути предложено между соседними плетьми, требующими разрядки, установить ГНУ, и в одно технологическое «окно» произвести разрядку двух плетей одновременно.

«ГНУ устанавливается между двумя плетьми, требующими разрядки. Анкерные участки должны размещаться вне плети, вводимой в оптимальную температуру закрепления, со стороны неподвижного конца, и при необходимости в этот участок можно включить соседнюю плеть, – объясняет Арстан Уразаков. – В месте установки ГНУ убирается один уравнительный рельс, на его место укладывается рельс с укорочением, равным удлинению обеих плетей. После того как уравнительный рельс изъят, а на его место уложен укороченный рельс, устанавливается ГНУ. Плети разбиваются на 50-метровые участки и наносится расчётные риски удлинения плетей. После этого ослабляется один из анкерных участков и производится натяжение плетей. После натяжения первой плети на удлинение Х, производится затяжка её анкерного участка. После того как первый затянут, ослабляем второй и этим же ГНУ натягиваем вторую плеть. В это время производится затяжка первой плети на каждой третьей шпале, далее идёт сплошная затяжка. После того как вторая плеть разряжена на удлинение Y,
производится затяжка анкерного участка, далее протягивается вся плеть на каждой третьей шпале, далее идёт сплошная затяжка. ГНУ снимается и производится расчёт температуры закрепления».

«Этот способ сокращает время работы, а также количество технологических окон, что позволяет пропустить больший поездопоток. К тому же, совершенно очевидна экономическая выгода. Так, стоимость одного технологического «окна» составляет 263,7 тыс. руб. (фонд оплаты труда, отчисления на социальные нужды, материалы, топливо, алюминотермитная сварка стыков, работа мотовоза). Применение новой технологии разрядки температурных напряжений в рельсовых плетях даёт экономию 27 технологических «окон», следовательно, экономический эффект в 2020 году только по Бологовской дистанции пути составил 7,1 млн руб.», – говорит начальник Бологовской дистанции пути Виталий Жёлтиков.

В целом по предприятиям службы путевого хозяйства Октябрьской на 2020 год было запланировано разрядка 704 плетей бесстыкового пути длиной по 800 м, 284 из которых смежные. С учётом снижения количества окон в два раза вероятный годовой экономический эффект составляет 37,4 млн руб.

Экспертное мнение

«В своём проекте молодой специалист предложил изменить существующую привычную технологию работы предприятия хозяйства пути. Ставка сделана на оптимизацию труда, снижение временных потерь, что в результате даёт снижение эксплуатационных расходов, – говорит заместитель начальника службы технической политики ОЖД Оксана Хекк. – Сэкономленные ресурсы можно направить на увеличение объёма работ по текущему содержанию, а также на повышение их качества. При этом расход материалов остаётся прежним, не требуется увеличения и трудовых ресурсов. Достигнутый результат показал, как важно отойти от ранее устоявшихся процессов и технологий, взглянуть по-новому на организацию техпроцесса и на основании анализа выявить слабые места, неоправданные расходы и потери». По словам Арстана Уразакова, значительные резервы также лежат в области экономии материалов, а также в снижении их расхода. Только комплексное исследование резервов снижения себестоимости продукции, снижения отдельных затрат позволяет достичь предприятию экономического эффекта.

Наталья Александрова, Светлана Канаева