02 марта 2021 08:34

02 марта 2021 08:34

фото: виктор казарин

Бережливость даёт экономию

Реализация проектов в разных хозяйствах позволила улучшить десятки техпроцессов


Интервью с главным инженером Октябрьской железной дороги Виталием Поповым.

– Виталий Владимирович, каковы показатели дороги по бережливому производству?

– Необходимо обеспечить выполнение установленного плана по получению экономического эффекта в размере 160,3 млн руб., что выше уровня прошлого года на 3,5%, или почти на 5 млн руб. Организованная проектными офисами дороги и дирекций работа по получению экономического эффекта от реализации проектов бережливого производства позволила выполнить установленный целевой показатель на 105%. Реализация 120 проектов бережливого производства дала суммарный экономический эффект в размере 169 млн руб. В их числе – 102 функциональных проекта на сумму 130 млн руб. и 18 мультифункциональных на сумму 39 млн руб. Улучшено 60 процессов.

– Какой проект является наиболее эффективным с экономической точки зрения?

– Один из самых эффективных проектов этого периода – изменение технологии освещения сортировочного парка Лужская. Для снижения затрат электроэнергии на освещение парка и на содержание светильников была пересмотрена и разработана новая схема размещения светильников. За счёт рационального размещения их количество удалось уменьшить почти вдвое: если прежде их было 1056, то в ходе реализации проекта стало 540. Как следствие, изменился календарный план технического обслуживания и ремонта устройств электрификации и электроснабжения. В результате общий годовой экономический эффект составил 2,1 млн руб.

Интересен проект Санкт-Петербург-Сор­тировочный-Московской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Октябрьской дирекции инфраструктуры «Продление срока службы тормозных шин вагонного замедлителя». Толщина новой шины 65 мм. Максимально допускается стирание шины на 35 мм, после чего необходимо производить её замену. При этом замене также подлежит вся нитка, то есть 15 шин. Входные тормозные шины вагонных замедлителей, находящиеся на крайних путях пучков, имеют повышенный износ, стирание шин на входе замедлителя идёт быстрее. Например, когда входная шина стирается на 30 мм, вся остальная нитка стирается всего на 10 мм, но при установке новой входной шины с толщиной 65 мм необходимо иметь такую же толщину по всей нитке. Специалисты предприятия предложили выбирать входные шины, имеющие износ, с демонтированных вагонных замедлителей, подходящих под текущее значение нитки вагонного замедлителя. Тем самым продлевается суммарный срок эксплуатации тормозных шин.

До и после реализации проекта трудозатраты неизменны и равны 188,9 руб. На 18 час. = 3,4 тыс. руб. (188,9 руб. – стоимость часа работы слесаря механосборочных работ с отчислениями, 18 часов – время на демонтаж шин), так как до начала проекта необходимо разобрать замедлитель на составные части с целью сдачи в металлолом, а после реализации проекта – для повторного использования на замедлителях.

С учётом того, что одна концевая шина стоит 11,4 тыс. руб., экономический эффект от применения этого проекта для 14 шин составил 160 тыс. руб. в год, таким образом снижение расходов составило 14,3%.

– Расскажите подробнее о наиболее эффективных проектах, запланированных к реализации в 2020 году.

– Лучшим мультифункциональным признан проект специалистов эксплуатационного локомотивного депо Санкт-­Петербург-Варшавский и Санкт-Петер­бург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций – «Изменение технологии работы вывозного локомотива на станции Красное Село». Там в качестве вывозного работает тепловоз М62 приписки локомотивного депо Санкт-Петербург-Варшавский. Смена локомотивных бригад дважды в сутки – в 8.00 и в 20.00 – производится на станции Санкт-Петербург-Балтийский, ТО-2 и снабжение производятся на станции Шушары. На станциях Горелово, Красное Село, Тайцы и Лигово вывозной локомотив выполняет маневровую работу по подаче, уборке вагонов на пути общего и необщего пользования, формирование состава для вывоза его на станцию Лигово. Кроме того, на станции Лигово выполняет работы по подаче, уборке местных вагонов под (после) грузовые операции, по отцепке вагонов от поезда, прибывшего со станции Шушары, по формированию состава назначением на станцию Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский
. При необходимости выполняет маневровую работу на станциях Верево, Александ­ровская, Стрельна, Ораниенбаум, вывоз вагонов на станцию Нарвская и её обработку. По указанию поездного диспетчера обрабатывает станцию Шоссейная.

Предложено заменить используемый локомотив на тепловоз ТЭМ18, организовав при этом работу локомотивной бригады «в одно лицо». Результат – оптимизация среднесписочной численности на перевозках на четыре человека, как следствие – повышение производительности труда 0,5%, а также ежегодная экономия 172 тонн топлива.

– Как обстоят дела с внедрением на дороге инновационных решений?

– За первый год работы с участием специалистов Региональной инновационной площадки организовано и проведено более 60 различных мероприятий с общим количеством участников более 1,5 тыс. человек. Подготовлено и проведено восемь стратегических сессий с участием главных инженеров и ответственных за инновации на ОЖД по рассмотрению решений, предлагаемых инновационными и производственными компаниями для нужд ОАО «РЖД». Заключено семь соглашений о сотрудничестве в области инновационного развития с вузами и организациями инновационной инфраструктуры.

С учётом обобщения внутрикорпоративных и внешних источников инновационных решений сформирована «воронка» – реестр проектов, в который на сегодняшний день внесено более 380 проектов, представленных инновационными и производственными компаниями регионов присутствия Октябрьской дороги. По результатам их рассмотрения более 30 проектов отобраны для реализации, из них по 11 проектам пилотные испытания завершены, по семи – продолжаются.

По инновационным решениям, отобранным к дальнейшей реализации, ведётся проверка на патентную чистоту, производится выбор места проведения пилотных испытаний, осуществляется разработка дорожной карты, программы и методики проведения испытаний.

В ближайших планах – проведение пилотных испытаний систем стационарной диагностики и мониторинга контактной сети, апробирование технических решений, направленных на обеспечение устойчивой и безаварийной эксплуатации искусственных сооружений, а также других проектов, соответствующих запросам компании на инновации.

Беседовала Светлана Канаева