04 декабря 2020 23:01

04 декабря 2020 23:01

фото: архив НТП

Третий глаз

На предприятиях хозяйств электроснабжения и СЦБ Октябрьской дороги рассмотрены результаты практического применения находящегося в подконтрольной эксплуатации инновационного оборудования – «Умные руки». Цель испытаний – проверить работу техники, и сведения о выявленных недочётах передать разработчикам для их устранения. Решение о возможности тиражирования технологии на сети будет приниматься в конце этого года.
«Умные руки» – это комплект оборудования, включающий в себя шлем и очки с технологией дополненной реальности. Вмонтированная в шлем видео­камера позволяет удалённо отлеживать действия сотрудников предприя­тий, что снижает риск производственных технологических ошибок. Также «Умные руки» дают возможность с помощью функции сканирования QR- и штрихкодов просматривать инструкции, технологические карты устройств и приборов непосредственно на месте выполнения работ, что поможет сократить время на устранение неполадок и осмотры. Испытания проводятся по инициативе службы технической политики Октябрьской дороги. «Мы выступаем промежуточным звеном между железнодорожниками и разработчиками. Сотрудники холдинга направляют нам свои пожелания – какое инновационное оборудование, техника, запчасти им нужны и для чего, а мы осуществляем поиск конкретных решений по компаниям с изложением требований», – рассказывает заместитель начальника службы технической политики Октябрьской дороги Оксана Хекк.

В рамках проведённого мероприятия «Умные руки» представили их разработчики – молодые специа­листы АО «Опытно-конструкторское бюро «Электроавтоматика» Максим Панов и Максим Ларионов.

Устройства тестируются работниками Санкт-Петербург-Сор­ти­ровочный-Московской, Санкт-­Пе­тербург-Финляндской и Пет­розаводской дистанций электроснабжения и Тверской, Санкт-­Петербург-Пассажирский-­Мос­ковской, Волховстроевской, Санкт-Петербург-Балтий­ской, Псковской дистанций сигнализации, централизации и блокировки. Энергетикам выделено шесть шлемов и четыре пары очков, эсцебистам – 10 пар очков, так как им по технологии каски не нужны, ведь на высоте они не работают.

Умный шлем и очки по защищённому каналу через ViPNet передают информацию на сервер. Так руководитель работ может у себя в конторе на компьютере с помощью специализированного АРМа – автоматизированного рабочего места – наблюдать в режиме реального времени, что происходит «в поле». Каска оснащена и тепловизором для выявления нагрева оборудования. «Тепловизор способен фиксировать превышение допустимой температуры какого-то из элементов, находящихся, например, в электрощите или электроустановке», – поясняет Оксана Хекк. К самой каске прикреплён мини-дисплей с технологией дополненной реальности – «третьим глазом». На этот небольшой экран выводятся все схемы, технологические карты, инструкции, видеоматериалы, которые сотрудник может посмотреть «здесь и сейчас» – непосредственно на месте производства работ. Также с помощью «третьего глаза» можно считать QR- и штрихкод оборудования, чтобы получить о нём всю необходимую информацию.

Вместе со специалистами службы технической политики мы посетили два предприя­тия – Санкт-Петербург-Сорти­ровочный-Московскую дистанцию электроснабжения (ЭЧ-3) и Санкт-Петербург-Пасса­жир­ский-­Московскую дистанцию СЦБ (ШЧ-7).

Главный инженер ЭЧ-3 Виталий Говоров открывает АРМ на своём компьютере, на экране высвечивается несколько «окошек». Все они красные – это значит, что шлемы пока никто не надел. Как только электромонтёр Александр Орешников включает свою каску, одно «окошко» становится зелёным – устройство работает. После того, как энергетики продемонстрировали применение «Умных рук», каждый из нас захотел проверить на себе, что же за каска такая чудесная. Рвусь узнать первой – очень хотелось посмотреть, как выглядит помещение и люди в тепловизоре.

Шлем оказывается достаточно большой и тяжёлый, но разработчики подтягивают закрепляющие ленты, и она садится мне на голову более плотно. Разобралась с кнопками меню, которые расположены на каске. Вот иконка видеокамеры, сканирование кода, техзадания… тепловизор, наконец-то! Выбираю его, и на дисплее очков всё становится жёлто-фиолетовым. Приходится прищуривать левый глаз, так как дисплей установлен лишь для правого. Видеокамера работает – на экране компьютера главного инженера высветилось ровно то, что вижу я сама. Он что-то нажимает в АРМе, и у меня на дисплее появляется какая-то схема. Сначала её видно не очень хорошо – некоторые буквы нечёткие, но приблизив изображение, я могу прочесть всё, что написано. Собственно, принцип действия и технология использования «Умных рук» в хозяйстве энергетики понятна.

Едем к эсцебистам. Инновационные очки в дистанции тестируют электромеханики Татьяна Вронская и Полина Дьячкова – они ремонтируют устройства СЦБ на участке контрольно-измерительных приборов. «Посмотрите обучающее видео, как собирать реле», – советует мне Татьяна Вронская. Пальцы не слушаются и не могут найти на очках новую кнопку – снова помогают разработчики, щёлкая возле моего левого глаза и спрашивая, что я вижу на дисплее. Контент для очков, которые испытывают эсцебисты, подготовили специалисты лаборатории ПГУПСа. «Обучающие видео могут помочь молодым железнодорожникам проходить практику на предприятии после колледжа или тем, кто недавно устроился на работу», – поясняет Вронская.

Основная цель внедрения оборудования «Умные руки» – повышение уровня безопасности, а также внимания за соблюдением правил охраны труда и выполнением производственного процесса, так как руководитель работ может видеть глазами сотрудника, что именно он сейчас делает. «Например, мы отремонтировали реле, а оно вышло из строя раньше срока. Тогда можно посмотреть архивную запись, как осуществлялся ремонт, и понять – виноват электромеханик или причина в другом», – добавляет Татьяна. Тепловизор, вмонтированный в шлем – огромное подспорье для энергетиков. На всю дистанцию у них всего один сертифицированный тепловизор, который стоит полмиллио­на руб. – на каждого сотрудника не закупить. Шлем позволяет понять, что где-то происходит чрезмерный нагрев оборудования, при этом не являясь средством измерения, – после необходимо, чтобы показания проверил сотрудник с сертифицированным тепловизором. Тогда станет ясно, имеет место неисправность или нет. Выручает и то, что технологические карты, инструкции, схемы всегда под рукой,
точнее, глазом, или их может прислать руководитель. Не нужно возвращаться в контору за необходимыми бумагами, что заметно ускоряет процесс проверки и наладки.

«Подконтрольная эксплуатация необходима для выявления недочётов в работе техники перед её внедрением на предприятие, – поясняет Оксана Хекк. – Так, к октябрю разработчики уже устранили несколько недочётов, например, теперь можно осуществлять фотофиксацию – раньше она не функционировала. Также разработчики меняли модуль считывания на очках, так как функция распознавания кода выдавала сбой». Специалистам предстоит доработать эргономику комплекта, чтобы он подходил к любым индивидуальным показателям. Помимо устранения неполадок, в следующей версии касок и очков будет более функционально реализовано управление голосом, чтобы совсем исключить ручные операции, что заметно облегчит производственный процесс. Также будет реализована функция фиксации перемещений сотрудников на карте в виде маршрута, что позволит ещё больше повысить уровень их безопасности.

После окончания подконтрольной эксплуатации и доработки устройств будет решаться вопрос о тиражировании изобретения на сети железных дорог.

Ольга Беляева