20 октября 2020 17:05

20 октября 2020 17:05

фото: личный архив александра щапова

Успех не по шаблону

Благодаря опыту, «не справлюсь» превратилось в «полноправного движенца»

Кажется, название станции Дно обязывает, чтобы там всё было тихо и спокойно. Однако с приходом нового начальника Александра Щапова обстановку «тихой» назвать никак нельзя.
Александр – сибиряк, родился в семье железнодорожников в самом восточном городе России – Анадыре. Мама трудилась приёмосдатчиком груза и багажа, отец – слесарем по ремонту локомотивов. Так что Александр с детства думал о карьере на «железке», но всё-таки главной страстью в школе у Щапова была химия, и в 2004 году, окончив школу, он подал документы на химфак в Омский государственный университет и на всякий случай – в Сибирский государственный университет путей сообщения на факультет «Управление движением». Отучившись пять лет в университете путей сообщения, он по распределению уехал в Омск и год проработал дежурным по станции Калачинская. «Там я познакомился с замечательными железнодорожниками, которые и помогли мне стать специалистом. Особенно я благодарен дежурной по станции Наталье Алексеевне Полтавской и ревизору по безопасности движения Галине Викторовне Плехановой, которая курировала меня на протяжении всей моей работы на Омском регионе. Они дали мне путёвку в жизнь», – говорит Александр. Эта профессиональная школа позволила ему стать начальником железнодорожной станции Москаленки Омского региона. Потом снова была работа ДСП, но уже на станции Омск-Северный.

В 2013 году Александр провёл свой отпуск в Санкт-Петербурге и с первого взгляда влюбился в город и в петербуржцев. Тут же, недолго думая, он пошёл в ДЦС-3 устраиваться на работу, и из Омска его перевели в Северную столицу на станцию Санкт-Петербург-Главный в качестве ДСП.

«Первые месяца три я только вникал в работу, а спустя полтора года уже понял, что я – полноправный работник станции, – говорит Щапов. – Признаюсь, что тогда единственный раз за всё время на железной дороге меня посетила мысль «не справлюсь». Ещё бы, в одном маневровом районе шесть только маневровых тепловозов по формированию поездов, да ещё «гонялки» – передаточные машины, которые выставляют поезда с путей отстоя на перрон. Ведь на станции Омск-Северный в ночь был один тепловоз, в день – два!»

«Как раз в это время у меня родилась дочь, и я попросил повышения, так как материальные затраты обещали быть приличными», – вспоминает Щапов. После стажировки он устроился поездным диспетчером участка Беломорск – Маленьга.

«Тогда у меня случился разрыв шаблона: я всегда управлял станциями, которые были за моим окном, а тут всем процессом управляешь издалека. Ты не встанешь и не посмотришь, что происходит на станции», – говорит Щапов. На этом участке он приобрёл огромный опыт планирования движения поездов: Восточный участок – передаточный с Октябрьской дороги на Северную. «Нужно было с диспетчерами Северной дороги, которые в Ярославле, договариваться, чтобы они со станции Маленьга поезд забрали», – объясняет он. К тому же этот участок однопутный, в отличие от Коштинского хода, по которому поезда также передаются на Северную дорогу: там участок двухпутный, «проход открыл – и поезд едет дальше».

Щапов в качестве молодого специалиста участвовал в нескольких программах ОАО «РЖД», например, в «Лидерах перемен», проходивших в 2017-2019 годах. Общий отбор по всей сети был из более чем 9 тыс. железнодорожников. «Участники – начальники служб, заместители, а я тогда был поездным диспетчером…» – говорит Александр, сам удивляясь своему успеху.

В 2017 году его перевели на должность начальника станции Сегежа. О жизни в Карелии он отзывается с теплом. «Я люблю те места, где живу, воспринимаю их как свой родной дом», – улыбается он.

Десятого августа исполнится год, как Щапов стал ДС Дно. «Люди здесь отзывчивые, коллектив замечательный», – добавляет он.

«Люди на станции всегда были суровые, строгие, но с приходом Александра повеселели. Раньше я с опаской брала трубку, когда звонили из Дно: там всегда были какие-то проблемы. Теперь я радуюсь, когда вижу звонок Александра. Он всегда предлагает что-то интересное, необычное, что не укладывается в привычные шаблоны, но при этом замечательно работает. Несмотря на молодость, он очень глубоко вникает в процессы, которые должен понимать настоящий специалист-движенец, и пропускает каждый проект через себя, вкладывая свою душу», – рассказывает начальник отдела труда и заработной платы ДЦС-2 Надежда Федунова.

Как говорит Щапов, его главные проекты – это станции, на которых он работал, сами предприятия. Под его руководством узловая рабочая группа Дно в четвёртом квартале прошлого года заняла первое место среди УРГ узловых станций ОЖД.

Ольга Беляева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31