20 октября 2020 16:58

20 октября 2020 16:58

фото: иван куртов

Как сэкономить два с половиной миллиона

При сборке рельсошпальной решётки на скреплении «Пандрол» монтёры пути путевой машинной станции № 88 (ПМС-88) используют машину П-40/32-20 собственного производства. Её прототипом стала машина для монтажа и демонтажа решётки Clip driver CD-400.
Скрепление «Пандрол» применяется на железной дороге около десяти лет, на Октябрьской – на главном ходу Санкт-Петербург – Москва. Техника для обслуживания этого скрепления – монтажно-демонтажная машина шведского производства – Clip driver CD-200. Её монтёры пути используют на перегоне, таких на предприятии четыре штуки.

Существует ещё более продвинутая версия этой техники – полностью автоматизированная CD-400, которая идёт сразу по двум ниткам. Стоит она 3 млн руб. Работники ПМС-88 озадачились тем, чтобы и у них была такая же машина. Подумали и собрали её, использовав двигатель внутреннего сгорания Subaru EX40, гидронасос шестерённый НШ-32, гидрораспределитель для управления рабочими органами – механизмом подъёма шпал, механизмом зажима и разжима клемм скрепления и гидроприводом хода.

Двигатель взяли со списанной CD-200, гидрораспределитель – со списанного грейдера, а вот гидронасос НШ-32 пришлось купить. Назвали изобретение П-40/32-20. Путейцы шутят, что буква «П» – это Путейнис (фамилия главного механика ПМС-88). «П» значит «Пандрол», – объясняет главный механик Эдуардс Путейнис. – 40 – означает марку двигателя, 32 – марку насоса, 20 – максимальное количество шпал в минуту, которые машина скрепляет с «Пандролом».

Таким образом, машина обошлась предприятию не более чем в 200 тыс. руб. Для сравнения, CD-200 стоит около 1,5 млн руб.

В создании машины принимали участие мастер по эксплуатации и ремонту путевых машин Пётр Кузьменко, сварщик Василий Белоусов, слесари по ремонту путевых машин и механизмов Анатолий Иванов, Максим Валит, Сергей Закервашевич, Олег Ермаков, машинист бульдозера Михаил Каменских. Токарные работы выполнил Александр Махорин, руководителем проекта выступил Эдуардс Путейнис.

Чертёж машины коллектив авторов разработал в феврале нынешнего года. За основу взяли техническую документацию на машину CD-200. Каркас сделан из прокатного металла, колёса – от портального крана. В марте машина была готова, в апреле введена в опытную эксплуатацию, а вскоре запущена в промышленную.

«После серии испытаний мы в течение недели устраняли недоработки: сделали шкивы большего диаметра, передний привод заменили на задний, так как машина пробуксовывала, усилили раму, чтобы она выдерживала вес шпалы – 280 кг», – объясняет машинист бульдозера Михаил Каменских. Он специалист в гидравлике, и разрабатывал гид­равлическую систему П-40/32-20. Технология её работы такова: сжимается масло, возникает давление, которое передаётся рабочим органам. За давление отвечает насос, за его распределение – гидрораспределитель. Приложенного усилия, чтобы зажать клемму скрепления, которое обеспечивал двигатель, было недостаточно. Поэ­тому, чтобы уменьшить количество оборотов двигателя и увеличить его усилие, механики сделали ременную передачу. В отличие от CD-200, новая самодельная машина П-40/32-20 работает одновременно на шпале полностью, то есть на двух рельсах и зажимает два скрепления, а не одно. Значит, ей нужно приложить в два раза большее усилие для зажатия четырёх клемм, и мощности двигателя должно хватить для такой работы. Новая машина может «сшить» до 20 шпал в минуту по двум ниткам. Преимущество очевидно, так как выработка используемой в ПМС-88 CD-200, – 30 шпал в минуту, но на одной нитке.

Новой машиной П-40/32-20 управляет один человек: у неё есть рабочие органы, которые приподнимают шпалу. Таким образом, работа по монтажу рельсошпальной решётки механизируется, освобождается три человека, исключается ручной труд. С подъёмом шпал выработка новой машины составляет 10 шпал в минуту. «Мы специально сделали автономный привод с расчётом на то, что она сможет в перспективе и при необходимости работать на перегоне, где путь уже выправлен и просадок нет – просто едешь и защёлкиваешь, при этом выработка увеличивается до 20 шпал в минуту», – добавляет Путейнис.

Кстати, машина П-40/32-20 – не первое изобретение коллектива ПМС-88. В 2010 году мастер по эксплуатации и ремонту путевых машин и механизмов Пётр Кузьменко вместе с наладчиком путевых машин и механизмов Алексеем Соболевым вручную собрали машину, которая по своему функционалу была похожа на CD-200, с тем, чтобы заводскую технику брать на перегон, а «самоделки» задействовать на базе.

Сейчас таких машин собственного производства на предприятии две. Для работы на каждой нужно по два человека: один управляет, второй приподнимает шпалы, чтобы зажать клеммы.

«Эти машины приподнимать шпалы сами не могут», – поясняет Эдуардс. Их выработка – 8–10 шпал в минуту. Шпалу необходимо приподнимать, если она не прилегает к рельсу, иначе при зажатии может сломаться скрепление – такое бывает только при монтаже рельсошпальной решётки на стенде, а вот на перегоне, когда путь выправлен, всё стоит по шаблону, поэтому приподнимать шпалы не нужно, «бери и поезжай».

Сложность работы машины на базе ПМС-88, когда шпалы лежат не по шаблону, ещё в том, что не всегда удаётся одновременно защёлкнуть оба скрепления. «Человек едет и определяет на глаз, когда остановиться и куда подводить рабочие органы. Можно, конечно, всё автоматизировать, поставить датчики, как на CD-400,

но для работ не на перегоне делать это бессмысленно. Каждый раз нужен индивидуальный подход: бывает, что шпала не перпендикулярна оси, чуть уходит в сторону. То есть до одного скрепления ты уже доехал и зажал, а до второго ещё не успел добраться, и датчики в такой ситуации бесполезны», – объясняет Михаил Каменских.

Сейчас новая машина вместе с «самоделками» используется для сборки РШР на базе предприятия. Перед путейцами стоял немаловажный вопрос: если новая машина понадобится на перегоне, как её доставить на место, ведь весит она около тонны. Эту новую задачу рационализаторы предприятия восприняли как поле для деятельности.

Для доставки на перегон машины весом около одной тонны путейцы решили использовать платформу для перевозки трактора-гайковёрта, оборудованную закрытым контейнером для хранения гайковёрта и специальными съездами для его погрузки и выгрузки.

Чтобы перевезти машину П-40/32-20, не нужно предварительно выгружать трактор-гайковёрт с платформы, – надо только продвинуть его вглубь контейнера, чтобы освободить место и для машины. Далее необходимо установить лебёдку для погрузки и выгрузки и транспортные крепления. Затем, когда платформа прибудет на фронт работ, нужно опустить специальные съезды – по ним при помощи лебёдки машину необходимо сгрузить. После этого техника готова для демонтажа и монтажа РШР. После окончания работ машину нужно погрузить обратно на платформу: так же при помощи лебёдки загрузить по съездам на платформу, закрепить транспортными креплениями, поднять съезды, и вагон-платформа в составе хозяйственного поезда, гружёная техникой, уезжает с перегона.

Ольга Беляева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31