20 октября 2020 17:28

20 октября 2020 17:28

фото: иван куртов

С высоким качеством света

Внедряемые на переездах Октябрьской дороги инновационные технологии направлены на повышение безопасности

В последние годы работа по оснащению железнодорожных переездов ОЖД ведётся с акцентом на новые технические решения. На направлениях Санкт-Петербург – Бусловская и Санкт-Петербург – Москва продолжаются работы по модернизации автоматической переездной сигнализации, на 187 переездах смонтирована новейшая система освещения.
Освещение в соответствии с установленными нормами и правилами является одним из важных факторов, влияющих на безопасность движения на железнодорожных переездах. Сегодня на железнодорожном транспорте эксплуатируются различные виды источников света, например: тепловые, газоразрядные, люминесцентные, светодиодные.

Тепловые источники света просты по своей конструкции. Излучение в них появляется вследствие нагревания тела накала до температуры, при которой появляется не только тепловое, но и видимое излучение. Самым распространённым примером этого вида источника света является бытовая лампа накаливания. Лампы мощностью более 25 Вт заполняют специальным газом для защиты нити накаливания от окисления (аргоном, криптоном, азотом, парами галогенов – буферных газов брома или йода). Главные преимущества – низкая стоимость производства и отсутствие специальных пускорегулирующих устройств. Срок службы такой лампы составляет примерно 1 тыс. часов.

Газоразрядные лампы излучают свет благодаря горению электрической дуги в специальном газе и при определённом давлении. Примером таких ламп являются натриевые лампы высокого и низкого давления, ксеноновые, металлогалогенные лампы высокого и низкого давления и т.д. Видимый свет излучает электрический разряд (дуга) в специальной газовой среде. Главными преимуществами этого вида источников света является срок службы от 2 до 8 тыс. часов, независимость от температуры окружающего воздуха. Лампы этого типа активно применяются для освещения открытых территорий, например, депо или станций, и производственных помещений (цехов).

Люминесцентные источники света являются разновидностью газоразрядных с главным отличием – электрический разряд в газовой среде происходит с ультрафиолетовым излучением, а видимый свет возникает благодаря люминофору, нанесённому на внутреннюю поверхность лампы. Для наполнения таких ламп используют газ аргон с парами ртути. Эти источники света получили широкое распространение благодаря высокой энергоэффективности, низкой цене, продолжительному сроку службы – от 8 до 12 тыс. часов работы. При этом люминесцентные лампы содержат пары ртути, что диктует особые требования по их хранению и утилизации.

Светодиодные источники света – одни из самых современных и энергоэффективных для нужд освещения и декоративной подсветки. В них свет образуется в полупроводниковом кристалле при протекании через него электрического тока и переходе электронов с одного энергетического уровня на другой с излучением фотонов. Диапазон излучения лежит в узком спектре во многом благодаря химическому составу полупроводникового кристалла, в связи с этим у каждого светодиода свой спектр излучения. Такая особенность активно используется для создания широкой линейки светодиодных источников света с различными цветовыми оттенками.

Развитие светодиодных источников света, а также линз вторичной оптики позволило обеспечить возможность создания осветительных приборов со специальными кривыми распределения света. Такие осветительные приборы способны направлять световой поток в требуемых плоскостях. Уровень развития технологии светодиодов с высокой световой отдачей и высоким индексом передачи, а также технология производства люминофоров позволяют изготавливать осветительные приборы с высоким качеством света.

Сегодня на полигоне Октябрьской с целью снижения аварийности на железнодорожных переездах энергетики применяют самые современные осветительные системы, включая трансформаторы с литой изоляцией, энергоэффективные светодиодные светильники, астрономические реле и реле на фотоэлементах, и реализация программы продолжается.

Дополнительно к системе электроснабжения подключаются устройства видеофиксации, позволяющие осуществлять контроль проследования автотранспорта по местам пересечения с железнодорожными путями. С помощью автоматизированной системы «Книга замечаний машиниста» своевременно выявляются и устраняются отступления в содержании железнодорожных переездов.

В рамках инвестиционного проекта модернизации автоматической переездной сигнализации (АПС) переезды на направлении Санкт-Петербург – Бусловская оборудуются системой автоматической передачи информации о приближении скоростного поезда на расстоянии до 20 км. На переездах 59-й и 108-й км установлены устройства распознавания предметов в зоне переезда, табло обратного отсчёта времени до закрытия переезда и системы оповещения о включении заградительной сигнализации на бортовые устройства локомотивов.

Также в настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы по техническому перевооружению трёх переездов на линии Санкт-Петербург – Москва. Для обеспечения безопасного пересечения железной дороги переезды оснащаются различными техническими средствами, способными предотвратить выезд автомобиля на пути при приближении подвижного состава.

Наряду с традиционными – звуковая и световая сигнализация, УЗП, шлагбаумы, – с 2018 года на Октябрьской железной дороге реализуется инновационный проект по внедрению системы безопасности, в основе которой лежат безлюдные технологии.

Регулярно проводимая Октябрьской железной дорогой профилактическая работа с органами местного самоуправления, ГИБДД, автотранспортными предприятиями, водителями автотранспортных средств приносит свой результат, и количество ДТП на железнодорожных переездах ежегодно снижается. Так, за шесть месяцев текущего года в границах Октябрьской дороги произошло восемь ДТП, в которых пострадали два человека, один из них погиб. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года количество происшествий на железнодорожных переездах значительно уменьшилось: тогда их было 11. Лидируют по количеству ДТП на переездах Санкт-Петербург, Мурманская и Тверская области (по два происшествия), по одному произошло в Ленинградской и Новгородской областях. При этом большая их часть – шесть ДТП – зафиксирована на переездах, оборудованных автоматической переездной сигнализацией. В июне на Октябрьской магистрали произошло два инцидента с участием автомобилей. Все происшествия стали следствием нарушений ПДД водителями автотранспортных средств.

В целом по сети на переездах в 2019 году зафиксировано 248 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадали 129 человек. Для сравнения, в 2018 году было 259 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 175 че­ловек.

Как подчёркивают эксперты, положительная динамика – результат планомерной работы компании в части повышения безопасности на железнодорожных переездах, реализации ряда инвестиционных программ в различных хозяйствах ОЖД по техническому переоснащению устройств.

Светлана Канаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31