20 октября 2020 16:48

20 октября 2020 16:48

фото: иван куртов

Энергетика высоких скоростей

К работе тверских контактников предъявляются более высокие требования надёжности и качества

Коллектив Тверской дистанции электроснабжения (ЭЧ-12) стал победителем отраслевого соревнования по итогам первого квартала нынешнего года.
Предприятие обслуживает 250 км пути главного хода Санкт-Петербург – Москва – от станции Чуп­рияновка до Окуловки, и ещё 30-километровое ответвление на Торжок. Дистанция обеспечивает работу тяговых подстанций, контактной сети и устройств элекстроснабжения сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), а ещё обеспечивает электроснабжение всех профильных пред­прия­тий на узле – вагонных депо, дистанций пути и СЦБ. Есть у дистанции и непрофильные потребители – школы, детские сады, частные дома, находящиеся вблизи железной дороги.

Работники дистанции занимаются эксплуатацией энергетической инфраструктуры, а модернизация, реконструкция контактной сети – задача для коллективов других предприятий. «Мы осуществляем приёмку работ у подрядных организаций, следим за качеством выполнения, так как чем надёжнее оборудование и чем лучше всё сделано изначально, тем меньше хлопот доставит нам хозяйство впоследствии», – объясняет начальник Тверской дистанции электроснабжения Василий Шереметьев.

Специалисты дистанции осуществляют и ремонт контактной сети, который является частью эксплуатации. Например, если порвался контактный провод, устранять неполадку выезжает аварийно-восстановительная бригада. «У нас разработана система оповещения и сбора бригад, имеются все необходимые запчасти в достаточном количестве для разных типов повреждений», – поясняет начальник предприятия.

Обслуживание контактной сети на высокоскоростном ходу требует от энергетиков повышенного внимания, к тому же нужно всегда быть в курсе последних обновлений в отрасли. Например, за 10 лет с момента запуска «Сапсанов» многое изменилось с технической точки зрения. Скорость первых скоростных поездов была около 200 км/ч, и путь между двумя столицами занимал 4,5 часа. Сегодня поезда на некоторых участках идут со скоростью 250 км/ч, а время в пути сократилось на час.

«По нашим устройствам двигаются высокоскоростные поезда, поэтому узлы контактной сети должны быть современными, более надёжными, и к их содержанию требования выше, чем к устройствам на участках с менее интенсивным движением», – говорит Шереметьев. С 2000 года контактная сеть активно модернизируется, ведь этого требует обновляющийся подвижной состав, путевая инфраструктура, и устройства контактной сети должны соответствовать нововведениям.

Например, из-за повышения нагрузки на контактную сеть медный провод заменили на более надёжный бронзовый. «Несмотря на то, что бронза дороже меди, срок её эксплуатации за счёт большего запаса прочности намного больше», – поясняет Василий. Раньше опоры были железобетонными, теперь применяются более надёжные металлические оцинкованные – для повышения уровня безопасности движения. Внедряется новое оборудование, например, трансформаторы – вместо масляных теперь используются сухие. Кроме того, стало больше тяговых подстанций: теперь они располагаются через каждые 10-12 км (для сравнения раньше – через 30 км), так как «Сапсаны» – поезда энергоёмкие».

В ЭЧ-12 трудится 278 человек, включая коллективы тяговых подстанций и районов контактной сети. «Цеха дистанции находятся не только в Твери, но и на станциях Лихославль, Спирово, Бологое, Вышний Волочек и других», – добавляет Василий. В виду постоянного обновления технологического процесса с каждым годом требования к специалистам повышаются. По словам главного инженера Валерия Степанова, молодых специалис­тов на предприятие в последнее время приходит мало. «Молодёжь смотрит в Москву… По молодости они за длинной деньгой гонятся, а потом, бывало, к нам всё равно приходят», – рассказывает он.

Ведущая специальность на предприятии – электромонтёр контактной сети. Это те железнодорожники, которые отвечают непосредственно за её состояние, а электромонтёры воздушных линий – это профессия «городская». «Такая специальность, как электромонтёр контактной сети, есть только у нас. В городе электромонтёры обслуживает трамваи и троллейбусы, – добавляет Степанов. – Это специфическая железнодорожная специальность».

По мнению Василия Шереметьева, залог победы коллектива в отраслевом соревновании – труд с полной самоотдачей. «Победа – результат работы всего коллектива, начиная от электромонтёров и заканчивая штатом инженерно-технических отделов, экономистов, кадровиков, нормировщиков», – говорит Василий.

Так, например, неоценимый вклад в общее дело вносит «мозг» предприятия – начальник техотдела Вячеслав Иванов. «Он очень работоспособный человек. Его труд не так заметен, но он очень важен и требует концентрации внимания и особого порядка и в голове, и на рабочем месте», – отмечает Валерий.

Стена кабинета руководителя предприятия увешана дипломами. «Это за победы в отраслевом соревновании с 2000 года. Так что эти свидетельства – оценки за два десятка лет работы», – улыбается он.

Может, это простое совпадение, но в марте нынешнего года исполнилось 20 лет, как Шереметьев трудится в должности начальника предприятия, в июне – 20 лет, как главным инженером стал Степанов. «Я сразу после института сюда пришёл, у меня в трудовой книжке одна запись с 1992 года, я на предприятии уже 28 лет! Валерий Юрьевич – 29 лет, а начинали оба с механиков», – улыбается Шереметьев.

Валерий Степанов считает, что в любой работе важен контроль со стороны руководства. Специфика предприятия, когда его полигон раскинулся на более чем две сотни километров, сказывается на взаимодействии коллектива. По словам Степанова, находясь в Твери, сложно следить за тем, что происходит в соседнем ЭЧК. Конечно, на выручку приходят современные телекоммуникации, например, видеосвязь, но всё-таки, «никакие технологии настоящий личный контакт не заменят».

Василий Шереметьев уверен, что немаловажно и доверие к сотрудникам. «Здорово, когда человеку доверяешь, и он это доверие оправдывает», – говорит он. Это облегчает работу: в этом случае сотрудник ищет возможности, как любую поставленную задачу выполнить с наибольшей эффективностью и выгодой для предприятия. «Железо ломается, поэтому намного важнее люди, которые с ним работают. Очень многое зависит от их квалификации, от их отношения к делу, их стремлений, поэтому поддержка в коллективе очень важна», – говорит начальник дистанции.

Ольга Беляева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31