29 октября 2020 14:31

29 октября 2020 14:31

фото: виктор казарин

На помощь персоналу спешит… шкаф

На вокзалах Октябрьской продолжается внедрение автоматических систем обслуживания зданий

На прошлой неделе на вокзале станции Старая Русса запущена система «Умный вокзал». Она управляет вокзальным комплексом автоматически и позволяет обслуживать его технологические процессы в удалённом режиме.
Система «Умный вокзал» предназначена в первую очередь для вокзалов без класса с небольшой численностью персонала, чтобы помогать в обслуживании вокзального комплекса. Так, вокзал на станции Старая Русса является бесклассным. В сутки кассиры обслуживают здесь около 50 человек, а с учётом того, что ещё 10–20% пассажиров покупают билеты онлайн, через вокзал ежесуточно проходит не более ста человек. Всего здесь следует четыре пары поездов: две дальнего следования – ежедневно по маршруту Москва – Псков – Москва, и две пары пригородных – по пятницам и воскресеньям по маршруту Едрово – Старая Русса – Едрово и по субботам и воскресеньям «Ласточка» по маршруту Санкт-Петербург – Старая Русса – Санкт-Петербург. Здесь с 8.00 до 17.00 трудятся два кассира и дежурный по залу, но так как вокзал работает круглосуточно, «умная» система позволяет обеспечивать его технологические процессы в остальное время.

Вокзал на станции Старая Русса стал 52-м на Октябрьской дороге, где внедрена эта система. Ранее, в течение года, её уже установили, например, на вокзалах Валдай, Оредеж, Медвежья Гора, Можайская, Рощино, Решетниково, Савёлово, Кушелевка, Калашниково, Калище, Сонково, Сосново, Сестрорецк, Свирь, Сегежа и других с невысоким пассажиропотоком. Всего на сети «умных» вокзалов более двухсот. При этом вокзал в Старой Руссе стал первым, где реализована функция проветривания и дезинфекции. «На этом вокзале у системы самый большой функционал», – говорит начальник сектора организации обслуживания на вокзалах и информатизации Октябрьской дирекции пассажирских обустройств Дмитрий Швейкус. Вдобавок разработчики впервые объединили две системы – оповещения и управления вокзалом – в одну. «Разработка «Умный вокзал» существует около года. На станции Старая Русса она функционирует с по­мощью одного оборудования – «шкафа управления АСУУВ+ЦСИП» (Автоматизированная система удалённого управления вокзалами и централизованная система информирования пассажиров). Раньше эти две системы устанавливались независимо друг от друга, то есть было два шкафа, каждый из которых осуществлял управление своим перечнем функций», – поясняет технический директор компании «АС Сибирь» Антон Вольф. Само оборудование – шкаф, «сердце вокзала» – смонтировали и подключили ко всем сетям и системе электроснабжения вокзала за пять дней инженеры Николай Кучерявый и Сергей Шестаков.

Так, в систему «Умный вокзал» на станции Старая Русса интегрированы функции видеонаблюдения, автоматического проветривания, дезинфекции воздуха, открытия и закрытия дверей вокзала, включения и выключения света, а также связь с диспетчером и пожарная сигнализация. В зале ожидания установлены цифровое расписание, которым также управляет оборудование, заключённое в шкаф. Помимо этого ведётся постоянный мониторинг отопления и наличия электропитания на вокзале.

Управление вокзалом происходит дистанционно. «Всё автоматизировано, и один человек, работая удалённо, может со своего рабочего компьютера управлять хоть сотней вокзалов, – говорит Дмитрий Швейкус. – До этого все эти обязанности выполнял дежурный по залу: открыть и закрыть дверь, включить и выключить свет, напечатать на бумаге название и расписание поездов и вставить в стенд расписания руками, а речевого оповещения вообще не было!»

В систему интегрировали речевое и визуальное оповещение пассажиров, установив четыре громкоговорителя на фасаде здания и внутри вокзала и заменив бумажное расписание информационным цифровым табло с графиком движения поездов. «Раньше о прибытии-отправлении поездов через двустороннюю парковую связь оповещал начальник железнодорожной станции. Сейчас через компьютер в автоматическом режиме выводится на табло информация о поездах, и иная информация, например, новости, погода и прочее», – добавляет Дмитрий.

Предусмотрены здесь и температурные датчики: через каждые два часа и при превышении порога в +26°C, автоматически открываются фрамуги на окнах. В связи с эпидемиологической ситуацией актуальна установка автоматической дезинфекции – специальный фильтр «прогоняет» через себя воздух, очищая его.

«Очень удобно, что в здание вокзала можно попасть круглосуточно: если приходишь в 4 утра, чтобы отправиться на поезде Москва – Псков, нужно позвонить по домофонной связи диспетчеру, показать билеты на поезд. Вам откроют и впустят на вокзал, закрыв за вами двери, – говорит жительница Старой Руссы Олеся Курбеко, которой по роду деятельности часто приходится ездить по железной дороге. – Так, пассажир будет в помещении в полной безопасности и сможет спокойно подождать отправления». По словам Дмитрия Швейкуса, в скором времени на вокзале планируется установить ещё и вендинговый аппарат, чтобы можно было перекусить, ожидая поезд.

По словам Антона Вольфа, до сих пор существуют такие вокзалы, где вообще нет персонала – закрывать и открывать здание приходит, например, сотрудник охраны. Благодаря системе «умный вокзал» появляется возможность контролировать, что происходит в здании и даже предотвращать акты вандализма. «На Московской дороге был случай, когда подростки стали крушить зал ожидания. Диспетчер вовремя заметил, следя по видеокамерам, оперативно вызвал полицию, – рассказывает Антон. – Некоторый ущерб они успели нанести, но могли сделать гораздо больше, если бы не было видеонаблюдения».

По его словам, система автоматизирует все технологические процессы вокзального комплекса и исключает человеческий фактор – теперь не страшно, если забудут запереть двери или выключить свет. «Следить за вокзалом с помощью системы можно круглосуточно, но человеческий фактор полностью исключить пока невозможно», – считает Дмитрий. Система ещё не дошла до такого уровня автоматизации – она не контролирует платформу, которая также относится к вокзальному комплексу, не контролирует, что пора убирать лишнюю растительность и территорию – этим пока занят человек.

Всё продумано до мелочей: если возникнет неполадка самого оборудования, то работники Октябрьской дирекции пассажирских обустройств оперативно приедут и устранят неисправности, а вообще техника требует проверки и профилактики максимум раз в полгода. Система управляется через интернет, поэтому настроить и наладить её можно удалённо. Инженер Николай Кучерявый, показывая мне оборудование, сказал, что при возникновении любой неисправности, с любыми вопросами нужно звонить ему: он подскажет, что делать, ведь монтируя систему своими руками, знает её до мельчайших подробностей, и несложную проблему может устранить сам, не вызывая спе­циалистов.

На случай отключения электроснабжения на вокзале в шкафу установлен аварийный аккумулятор с точкой бесперебойного питания, который позволит системе работать ещё в течение суток – сохранять все данные и выводить на цифровой экран информацию о поездах. В рамках обновления вокзала станции Старая Русса планируется отремонтировать кассовый зал, а к концу сентября должен завершиться ремонт фасада и крыши здания.

Ольга Беляева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31