14 августа 2020 07:54

14 августа 2020 07:54

Движение к инновациям

Региональной инновационной площадке Октябрьской железной дороги 25 июня исполнился год

Людмила Белокрыльцева, руководитель Региональной инновационной площадки Октябрьской железной дороги
– Людмила Сергеевна, расскажите, как площадка образовалась?

– Холдингу «РЖД» как стабильно развивающейся компании необходимо постоянно совершенствовать технологические процессы и снижать издержки, а это невозможно сделать без постоянного поиска и внедрения новых инновационных решений.

В феврале прошлого года заместителем генерального директора – главным инженером ОАО «РЖД» Сергеем Кобзевым была утверждена Концепция создания и управления региональными инновационными площадками, которая предусматривала формирование таких структур на сети. Первые площадки были созданы на железных дорогах, регионы присутствия которых обладают высоким научным, инновационным и производственным потенциалом. Именно поэтому Октябрьская стала одной из первых железных дорог, где была создана Региональная инновационная площадка (РЕИП).

– Как происходит процесс поиска инновационных проектов?

– В ОАО «РЖД» исходя из приоритетных направлений научно-технологического и инновационного развития холдинга сформированы запросы на инновации.

Любая компания может предложить своё решение и направить его на сайт «Единое окно инноваций». В этом случае заявка будет рассмотрена специалистами Центра инновационного развития, и если компания зарегистрирована в одном из регионов присутствия Октябрьской дороги, заявку направят для дальнейшей проработки на нашу Региональную инновационную площадку.

Также компания может обратиться напрямую к нам. Тогда представленное решение на первом этапе будет рассмотрено специалистами РЕИП.

Хочу отметить, что в поиске инновационных решений нам помогают наши партнёры – организации инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Новгородской и Мурманской областей. Совместно мы организовали и провели шесть инновационных сессий по рассмотрению решений, предлагаемых производственными и инновационными компаниями регионов. В рамках работы сессии в формате дискуссии главные инженеры дирекций дороги обсуждают предлагаемое решение, определяется дальнейший вектор работы с проектом. За год мероприятия, организованные с участием площадки, посетило более полутора тысяч участников.

– Как дальше складывается судьба проекта, который заинтересовывает железнодорожников?

– По каждому проекту применяется стандартный алгоритм работы. Запрашивается и рассматривается типовой пакет документов, производится оценка представленного решения на предмет соответствия запросам холдинга, оценивается его инновационность и экономическая эффективность. По технически сложным решениям проводится предварительная экспертиза, организацию которой обеспечивает Центр инновационного развития, с привлечением экспертов, обладающих компетенциями по соответствующему направлению научных, прикладных, инженерно-технических, технологических исследований, имеющих подтверждённую квалификацию.

Мы обязательно проверяем наличие сертификатов у компании-производителя и права на интеллектуальную собственность, оцениваем производственные мощности заявителя – сможет ли компания после успешного проведения пилотных испытаний обеспечить поставку оборудования.

Организация пилотных испытаний по отобранным решениям производится совместно с причастными региональными дирекциями, где внед­рение новшества наиболее целесообразно. Для каждого проекта назначается куратор – сотрудник РЕИП, который осуществляет его сопровождение. Разрабатываются необходимые документы, составляется акт выбора места, дорожная карта, программа и методика испытаний. Затем мы проводим пилотные испытания, по результатам готовим технико-экономическое обоснование, направляем его в Центр инновационного развития для принятия решения о тиражировании инновации на сети.

Реализация каждого проекта – длительный процесс. Если проект технически сложный, то на разработку необходимой документации до начала пилотных испытаний может уйти до полугода. Сроки проведения испытаний также различны: от нескольких дней до нескольких лет. Длительные испытания проходят по инновационным решениям, где требуется оценка характеристик при различных температурных режимах, а это значит, что испытания проводятся в разное время года.

Бывают ситуации, когда испытания в силу объективных причин приходится продлевать. Как пример – испытания антиобледенительного тонко­слойного покрытия, которое было нанесено на кровлю Московского вокзала. Однако нынешней зимой минусовых температур в Санкт-Петербурге практически не было, и нам не удалось испытать предлагаемое решение в полной мере, теперь мы ждём следующей зимы для продолжения пилотных испытаний.

– Каковы показатели работы РЕИП за этот год?

– Мы рассмотрели более трёхсот проектов различной направленности. Из них восемь сейчас находятся в стадии пилотных испытаний, к примеру, две различные системы распознавания лиц с бесконтактным измерением температуры, полимерно-песчаные настилы и ступени на объектах железнодорожного транспорта, мобильный комплекс аудио и видео регистрации на месте выполнения работ с возможностью передачи видеоизображения, также реализуется проект по расширению функциональных возможностей инновационной автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов и вагонов и другие. По одиннадцати проектам пилотные испытания завершены, ещё для 30 проектов готовятся документы.

По моему мнению, главным достижением на дороге стало формирование «двустороннего взаимного движения»: теперь основными инициаторами поиска и внедрения новых решений являются не только специалисты площадки, но и региональные дирекции, которые всё чаще и чаще обращаются на площадку для поиска тех или иных инновационных решений.

– Каковы приоритетные задачи коллектива РЕИП?

– Расширять круг взаимодействия: изучить производственный и инновационный потенциал всех 11 регионов присутствия Октябрьской дороги и вовлечь его в нашу деятельность, усиливать взаимодействие с региональными и центральными дирекциями, искать наиболее перспективные инновационные и производственные компании, которые готовы предоставить решения и внедрить их на дороге. Ещё одна наша задача – организовать работу с молодёжью, уделять большее внимание внедрению внутренних инноваций дороги.

Немаловажно и дальнейшее развитие специалистов – сотрудников площадки. Сейчас у нас работает шесть человек. Коллектив молодой. Ребята в постоянно учатся, проходят курсы повышения квалификации. Я очень рада, что каждый из них максимально погружается в проект, болеет за свою работу и заинтересован в получении результата: любую идею, даже самую сложную, можно реализовать – было бы желание! Главное – приложить усилия и найти пути решения проблемы и реализовать инновационные предложения, соответствующие запросам на инновации холдинга, и это позиция главного инженера ОЖД, который руководит процессом внедрения инноваций, помогает и направляет нас. Мы уверены в своих силах. Хочется реализовать как можно больше полезных, важных и нужных дороге проектов.
Беседовала Ольга Беляева