14 августа 2020 08:15

14 августа 2020 08:15

фото: фото из фондов оцнтиб

Поезда, спасшие жизни

Первый год блокады Ленинграда был для жителей города самым тяжёлым, особенно зима 1941–1942 годов. 30-градусные морозы, проблемы с продовольствием, массовый голод. В 1942-м мурманские железнодорожники сформировали и отправили в помощь жителям блокадного города несколько составов с рыбопродукцией. Теперь эти поезда называют «рыбными».
Бюро Мурманского обкома ВКП(б) 26 января 1942 года из­дало распоряжение «Об отправке рыбы трудящимся города Ленинграда»: «Учитывая тяжёлое положение с продовольствием в городе Ленинграде и несмотря на ограниченность запасов рыбы в Мурманске …отгрузить трудящимся Ленинграда: медицинского жира – 9 тонн, сёмги – 40 тонн, сельди солёной – 50 тонн, рыбы солёной – 100 тонн». Всего 199 тонн. Так, самый первый «рыбный эшелон» был сформирован и отправлен в Ленинград уже в январе 1942 года. Но тогда перед мурманскими железнодорожниками встала серьёзная проблема: грузоподъёмность грузовых крытых двухосных вагонов была всего 16 тонн. Чтобы спасти ленинградцев, мурманчанам необходимо было срочно найти подвижной состав, в то время как каждый вагон был на счету.

Продвижение километр за километром из Мурманска до Ленинграда под непрерывными бомбёжками стало настоящим подвигом железнодорожников. Во время ожесточённого налёта на станцию Войбокало вражеские бомбардировщики уничтожили вокзал. «Рыбный эшелон» тогда стоял на разъезде Новый Быт всего в нескольких километрах от станции, и ни один вагон с рыбопродукцией не пострадал.

Эшелон следовал по маршруту Мурманск – Оленья – Имандра – Кандалакша – Лоухи – Кемь – Беломорск – Вологда – Волховстрой – Жихарево. От Беломорска по направлению к Вологде до станции Обозерская эшелон продвигался по недостроенной ветке, задерживаясь из-за нехватки топлива для паровозов. Сегодня дорога на поезде из Мурманска до Санкт-Петербурга занимает меньше суток. В 1942 году первый «рыбный эшелон» шёл до Ленинграда… 24 дня.

20 февраля эшелон прибыл на станцию Жихарево. Рыбопродукцию из вагонов погрузили в автомашины и ночью, с погашенными фарами поехали в Ленинград по единственной транспортной магистрали, проложенной по льду Ладожского озера. Доставленный груз – рыбий жир, сельдь, сёмгу и солёную рыбу сразу же распределили по госпиталям, детским учреждениям, предприятиям и воинским частям Ленинградского округа.

Сами испытывая крайний голод, в 1942 году мурманчане сформировали несколько «рыбных поездов», которые доехали до Ленинграда без потерь и намного быстрее, чем в первый раз. Например, 19 июля 1942 года был отправлен поезд со 150 тоннами солёной рыбы, 10 тоннами рыбьего жира и 3,6 тонны сёмги. Уже 27 июля груз прибыл на станцию Кобона, откуда водным транспортом его переправили на другой берег Ладожского озера, и 31 июля продукты были уже в Ленинграде.

Труд, помощь и поддержка мурманских железнодорожников бесценны для жителей блокадного Ленинграда, а «рыбные поезда» навсегда стали символом надежды и спасения.
Ольга Беляева