09 августа 2020 17:27

09 августа 2020 17:27

фото: www.sdelanounas.ru

На смену солярке идут аккумуляторы

К 2030 году ОАО «РЖД» планирует уменьшить количество расхода дизельного топлива локомотивами. Для выполнения этой задачи в настоя­щее время решается вопрос о производстве гибридных подвижных составов. Одними из таких машин стали новейшие разработки – локомотивы ТЭМ5Х и ЭМКА2.
Идея использовать альтернативную энергию вместо дизельного топлива возникла ещё в 1970-е годы. Однако производство гибридной техники в России пока менее развито, чем в Европе и Америке. Это связано с тем, что за рубежом более жёсткие природоохранные требования.

В России производство гибридных машин стартовало в 2011 году. Тогда на базе Людиновского тепловозостроительного завода был создан опытный образец маневрового тепловоза с гибридным приводом ТЭМ9H. Гибридная силовая установка сочетала дизельный двигатель внутреннего сгорания и накопитель энергии из литий-ионных аккумуляторов и суперконденсаторов для рекуперации, а также хранения электрической энергии.

В 2019 году между АО «Трансмашхолдинг», ОАО «РЖД» и АО «Роснано» было подписано соглашение о создании экологически чистых маневровых локомотивов с использованием гибридного привода – четырёхосного контактно-аккумуляторного электровоза ЭМКА2 и двухосного гибридного тепловоза ТЭМ5Х.

По словам технического директора АО «Трансмашхолдинг» Максима Рожкова, сейчас самое подходящее время для производства гибридных локомотивов, так как литий-ионные аккумуляторные батареи теперь стоят гораздо ниже, а «их безопасность, надёжность, плотность энергии и другие характеристики стали соответствовать жёстким требованиям для применения на транспорте». Технология этих гибридных локомотивов позволит сократить расход топлива минимум на 30%, снизив тем самым негативное воздействие на окружающую природу: эмиссия выхлопных газов в атмосферу сократится до 55%.

Локомотив ТЭМ5Х предназначается для маневрово-вывозных работ на предприятиях и вокзальных комплексах, в том числе закрытого типа, и для обслуживания промышленной инфраструктуры. По предварительным оценкам, он будет расходовать топлива на 30% меньше, чем тепловозы с большим количеством осей. «Это лёгкая двухосная маневровая машина, конструкция которой позволяет использовать аккумуляторы меньшей ёмкости и менее мощный, чем, например, в магистральных машинах, дизельный двигатель, – рассказывает заместитель генерального директора группы компаний, занимающихся разработкой, внедрением и тиражированием разработок в области новейших технологий, Ctrl2GO Игорь Селезнёв. – За счёт быстрой замены модуля гибридный локомотив может стать аккумуляторным электровозом или двухдизельным тепловозом, если заказчик посчитает это нужным. Это открывает широкие перспективы для конкретного эксплуатанта и обеспечивает гибкое управление парком».

ЭМКА2 предназначается для частично электрифицированных вокзальных комплексов и промышленных предприятий. Локомотив будет заряжаться электроэнергией от железнодорожной контактной сети через свой штатный токоприёмник, поэтому затрат на экипировку дизельным топливом и маслом не потребуется.

«Сердца» обоих локомотивов – тяговые аккумуляторные батареи – будут построены на единой элементной базе, максимально унифицированы вплоть до взаимозаменяемости. В новых моделях будут системно интегрированы цифровые решения: системы предиктивной диагностики, компьютерного зрения, дистанционное управление», – подчёркивает Михаил Рожков.

Завершить сертификацию и начать серийное производство тепловоза ТЭМ5Х планируется в 2021 году, а электровоза ЭМКА2 – в 2022-м.

Ольга Беляева