09 августа 2020 19:53

09 августа 2020 19:53

фото: иван куртов

От паровозов до «Аллегро»

На прошлой неделе на станции Санкт-Петербург-Финляндский, в преддверии полуторавекового юбилея, который предприятие отметит 11 сентября, начались работы по приведению к единому корпоративному стилю грузового двора, установке мачт освещения, укладке современных покрытий, внед-рению электронной системы учёта и складирования контейнеров.
С точки зрения пассажиров понятия «вокзал» и «станция» – почти одно и то же. Приезжая на вокзал, после покупки билета пассажиры выходят на станцию. Вот и история этих предприятий – станции Санкт-Петербург-Фин­ляндский и Финляндского вокзала – одна, общая.

В наши дни станция Санкт-Петербург-Фин­ляндский обеспечивает высокоскоростное международное сообщение Санкт-Петербург – Хельсинки, также здесь осуществляется большой объём пригородного движения. А 150 лет назад станция была основана как первое звено железнодорожной линии между столицами Российской империи и Великого княжества Финляндского. В 1868 году по инициативе генерал-губернатора Финляндии графа Александра Адлерберга сейм Великого княжества решил выделить средства на сооружение железной дороги для сухопутного транспортного хода в самые отдалённые уголки России и в Западную Европу через Петербург.

Перед проектированием возникло прин­ципиальное разногласие в выборе ширины колеи будущих железнодорожных путей между принятой в Западной Европе 1435 мм и широкой русской в 1524 мм. Победа осталась за вторым вариантом, который обеспечивал бесперевалочную транспортировку грузов из Финляндии и финских портов товарными составами, перевозку пассажиров вагонами прямого сообщения по всей России.

По проекту, будущая магистраль имела общую протяжённость 413 вёрст. Пролегала она от Выборгской стороны Петербурга через Выборг до станции Риихимяки, отдалённой от Гельсингфорса (ныне Хельсинки) на 66 вёрст уже построенного пути. На Петербургскую губернию приходилось всего около 32 вёрст.

Дорога вводилась в эксплуатацию по мере готовности отдельных участков. Первый пробный поезд до Парголово прошёл из Петербурга 22 июня 1869 года. В ноябре того же года введён в эксплуатацию встречный участок Риихимяки – Лахти, 1 февраля 1870 года – Петербург – Выборг.

3 апреля 1917 года дежурный по станции Петроград-Пассажирский-Финляндский П. Скроботов торопливо записал в настольном журнале отправления и прибытия поездов: «Поезд № 12 прибыл из Гельсингфорса в 11 ч. 10 мин.». На площади у вокзала Ленина встречали тысячи рабочих, солдат, матросов, большая группа железнодорожников Петроградского узла и паровозного депо Петроград-Пассажирский-Финляндский. Стоя на броневике, он произнёс одну из своих самых известных речей. Сейчас паровоз № 293 находится неподалёку от выхода на платформы.

В период советской-финской войны (1939–1940 гг.) на станции Ленинград-Финляндский было организовано движение воинских эшелонов и санитарных поездов. Через Ленинград снабжались не только войска, воевавшие на Карельском перешейке, но и находившиеся к северу от Ладоги части РККА. Из-за этого количество поездов, отправлявшихся из города в сторону Лодейного Поля и Петрозаводска, значительно увеличилось.

Во время блокады Ленинграда характер работы дороги резко изменился. В сентяб-ре 1941 года в пределах Ленинградского узла обращалось лишь 35 пар пассажирских поездов, а в январе 1942 года пассажирское движение почти прекратилось. Ходили только пригородные поезда до станций Дибуны, Грузино, Сестрорецк, Шлиссельбург. Строго по расписанию курсировал пассажирский пригородный поезд до станции Ладожское озеро.

К концу сентября 1941 года в сжатый срок для пропуска мощных паровозов серии «Э» укрепили путь малодеятельной Ириновской линии, которая начиналась от западного берега на станции Ладожское Озеро и заканчивалась на Ленинград-Товарный-Финляндском и Ленинград-Пассажирский-Финляндский. Дорога жизни просуществовала с 12 сентября 1941 года по 30 марта 1943 года, по железной дороге в общей сложности доставлено в Ленинград 1460 тыс. тонн грузов и эвакуировано более 1 млн человек.

Также как и легендарная Дорога жизни, исключительную роль сыграла небольшая, длиной всего 33 км железная дорога, названная Дорогой Победы. 7 февраля 1943 года к перрону Финляндского вокзала прибыл первый поезд с продовольствием. Открылось регулярное сообщение Ленинграда с Большой землёй по железной дороге. В 1973 году в память о блокаде и той роли, которую сыграли станция и вокзал в военные годы, у одного из перронов установили первый мемориальный километровый столб Дороги жизни – всего их 36 до Ладожского озера.

Сегодня со станции Санкт-Петербург-Финляндский отправляются пригородные поезда северного направления, в том числе скоростные, курсирует высокоскоростной поезд до Хельсинки. Разрабатываются новые направления.

Марина Литвинова