12 июля 2020 06:42

12 июля 2020 06:42

фото: иван куртов

Здание могло быть другим

Четвёртого июня 1960 года была завершена реконструкция Финляндского вокзала Северной столицы.
После окончания Великой Отечественной войны число пассажиров стало расти, само же здание вокзала было сильно повреждено и отчасти разрушено. Разработка проекта реконструкции началась уже в первые послевоенные месяцы.

Согласно проекту, здание вокзала в стиле сталинского ампира должно было стать архитектурной доминантой площади Ленина. Предусматривалась и самая важная деталь – шпиль, который должен был как бы перекликаться с Петропавловским собором, принимая у него эстафету вверх по течению Невы.

Над проектом работала группа специалистов под руководством главного архитектора Ленинграда Николая Баранова.

Но вскоре грянуло недоброй памяти «ленинградское дело», в ходе которого пострадал и главный архитектор города. Зодчего сняли с должности и выслали из города.

Пока он находился за пределами Ленинграда, в его проект были внесены серьёзные изменения. «В 1953 году, когда меня в Ленинграде не было, был спешно выполнен ошибочный в градостроительном, архитектурном и художественном отношении другой проект», – писал Баранов.

Кроме того, проект фактически надолго заморозили: был лишь заложен фундамент. К работам вернулись в 1955 году: объёмы пассажирских перевозок на Финляндском вокзале постоянно росли, вскоре должно было начаться строительство станции метро «Площадь Ленина».

Возвратившемуся в Ленинград Николаю Баранову вместе с коллегами поручили доработку проекта.

Однако полностью вернуться к первоначальному варианту было уже невозможно: заложенный фундамент не выдержал бы того здания, которое в конце 1940-х годов спроектировал зодчий. Поэтому его высоту пришлось уменьшить на 4 метра, а высота шпиля составила лишь 30 метров.

Планировалось, что в этом году, после того, как вокзал примет прибывающих на поединки чемпионата Европы по футболу болельщиков сборной Финляндии, начнётся новая реконструкция здания. Однако по хорошо известным всем причинам работы сдвинуты, как минимум, на год. Детальная проработка проекта ещё не начата.

Давид Генкин