10 июля 2020 22:26

10 июля 2020 22:26

фото: виктор казарин

Угольная премия

Использование рацпредложений железнодорожников приносило существенный экономический эффект

В дело приближения Великой Победы вносили свой вклад не только герои, сражавшиеся на фронтах, но и труженики тыла. Среди них – машинист паровоза Николай Лунин, который в 1943 году на всю полученную им Сталинскую премию купил эшелон угля и сам доставил его в Сталинград.
Николай Лунин родился 9 (по новому стилю 22 мая) 1915 года в Ряжске (ныне Рязанская область). В 1940 году, будучи паровозным машинистом на Томской (ныне Западно-Сибирской) железной дороге, выступил с предложением повысить производительность труда на железнодорожном транспорте. Причём сделать это, не ожидая благ научно-технической революции и изобретений инженерной мысли, а силами рабочего класса. Суть инициативы сводилась к тому, чтобы осуществлять текущий ремонт подвижного состава силами самой паровозной бригады, не привлекая к этому процессу других специалистов. Для этого в депо организовывались школы, где машинисты, их помощники и кочегары оттачивали навыки, необходимые слесарям-ремонтникам.

«Лунинское движение», а именно так стал вполне официально называться этот почин на железной дороге (заключавшийся прежде всего в овладении смежными профессиями) сразу получил широкое распространение не только на транспорте, но и в других отраслях промышленности. За первый год применения нового метода экономия средств только на Томской железной дороге составила свыше 7 млн руб. Много это или мало? Судите сами: обед в деповской столовой в те годы, состоящий из тарелки борща, котлеты с гарниром, чая и пирожка, стоил четыре советских рубля. Средняя зарплата врача – 255 руб., учителя – 337 руб.

Насколько важным оказалось лунинское движение, показала война. К концу 1941 года железнодорожная сеть страны сократилась более чем на 40%. Столь значительные разрушения стали результатом того, что 44% бомб, сброшенных фашистами на советско-германском фронте, приходилось именно на объекты железнодорожного транспорта (такие данные приводит энциклопедия «Великая Отечественная война 1941–1945»).

Опыт социалистического соревнования среди производственных коллективов и отдельных тружеников, приобретённый перед войной, с её началом оказался бесценным. «Лунинский почин» набирал обороты. Уже к январю 1942 года только на Томской железной дороге профессией слесаря-ремонтника овладели почти все машинисты (98%), их помощники (94%) и более половины кочегаров (63%).

Обеспечение грузоперевозок в этот период потребовало повышения скоростей движения железнодорожных составов, увеличения их грузоподъёмности, а также доведения до максимального пробег паровоза без серьёзного ремонта. И всё это при жёсткой экономии топлива.

С потерей Донбасса угля стало катастрофически не хватать. Сам новатор в 1942 году был отмечен одной из самых почётных наград в СССР – Сталинской премией второй степени. Эти 50 тыс. руб. он потратил на покупку… эшелона угля: 30 вагонов – 1000 тонн угля, и в феврале 1943-го Николай Александрович лично доставил этот состав в Сталинград. После чего вернулся к работе, а в марте того же года получил письмо с благодарностью от товарища Сталина.

В 1943 году Николаю Александровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда – высшая степень отличия, которую мог заслужить тогда советский труженик. Также его наградили двумя орденами Ленина. А уже после войны Николая Александровича избрали депутатом Верховного Совета СССР.

Герой умер в 1968 году. Но память о Лунине сохранилась не только на страницах книг. Его «Лучший паровоз Советского Союза», обеспечивший углём Сталинград, ещё в 1980-м был установлен в Новосибирске как мемориал и дань памяти труженикам тыла. В том же Новосибирске, около цирка имеется «Площадь лунинцев». В городе Микунь улица названа в его честь. А на просторах Московской железный дороги работает электропоезд, носящий имя «Николай Лунин».

Станислав Висленев, Елена Харламова