10 июля 2020 23:04

10 июля 2020 23:04

фото: иван куртов

Поезда милосердия

За полтора века своего существования российские санитарные эшелоны спасли жизни миллионам раненых

Двадцатого мая 1877 года от перрона Николаевского вокзала в Петербурге на фронты русско-турецкой войны отправился первый санитарный поезд № 1, названный в честь императрицы Марии Фёдоровны.
История таких поездов началась немного раньше. Они появились в ходе Гражданской войны в США в 1861–1865 годах. В Европе их организовали в период франко-прусской войны 1870–1871 годов. Тогда в вопросе спасения раненых при помощи специальных железнодорожных составов особенно преуспели немцы, которые на 36 поездах вывезли с поля боя около 40 тыс. бойцов.

Выдающийся русский хирург Николай Пирогов, находившийся на фронтах этой войны в качестве наблюдателя, опубликовал затем свой отчёт об увиденном опыте медицинской помощи раненым. В ней он положительно оценил зарубежную практику применения военно-санитарных поездов. Идея их создания была поддержана в России.

В 1870-х годах началась подготовка к созданию отечественных санитарных поездов, которые составляли из переоборудованных товарных и пассажирских вагонов. Одновременно изобретались первые приспособления, уменьшающие страдания раненых в пути следования. Деньги на составление и оснащение поездов часто выделяли благотворительные общественные организации – Дамские комитеты, в которые входили женщины всех слоёв общества, проживающие как в России, так и за границей.

Также этой работой занялось и появившееся к тому времени в России общество «Красный крест», которое возглавляла супруга императора Александра II Мария Фёдоровна.

«В период 1877–1878 годов «Красным крестом» при участии средств Дамских комитетов в России было запущено 22 санитарных поезда, – рассказывает научный сотрудник Музея железных дорог России Юрий Ильин. – Наряду с этими поездами действовали составы, рассчитанные и на европейскую колею, работавшие преимущественно в Румынии. За годы русско-турецкой войны все они вывезли с поля боя десятки тысяч раненых русских бойцов».

Поезда милосердия выполняли свою благородную миссию во время всех последующих войн. Во время японской кампании 1904–1905 годов они эвакуировали более 400 тыс. русских больных и раненых, а за время Великой Отечественной спасли жизни миллионам человек.

Именно этим составам посвящена выставка Музея железных дорог России, над созданием которой его сотрудники трудились в течение двух лет. По этой экспозиции можно изучать историю применения санитарных поездов на различных теат­рах военных действий. Выставка включает в себя фотографии поездов милосердия разных годов, а также медицинское оборудование и одежду медперсонала.

С опорой на реальную музейную выставку создана видеоэкскурсия о санитарных эшелонах, которая размещена на сайте музея. К сегодняшнему дню ролик уже набрал 46 тыс. просмотров, став, таким образом, третьим по популярности из 40, созданных за весь период работы музея на удалёнке. В экскурсии можно увидеть, что представлял собой советский санитарный вагон времён Второй мировой войны, как выглядели места для транспортировки раненых, а также «новодел» спального места для раненого.

Видеоэкскурсию о санитарных поездах на различных театрах военных действий можно увидеть здесь:
Елена Харламова