10 июля 2020 22:35

10 июля 2020 22:35

фото: виктор казарин

Ревизорский аппарат как двигатель прогрессивных идей

В воскресенье, 17 мая, исполняется 83 года институту ревизоров по безопасности движения поездов

Роль ревизоров в работе железнодорожной отрасли трудно переоценить. От них зависит грамотное выполнение правил технической эксплуатации, важнейших инструкций по обеспечению безопасности движения. Любое ревизорское решение направлено на выполнение главной задачи – безопасной работы железной дороги. И часть этой сложной работы не всегда заметна, потому что никто не может сказать, сколько ревизоры предотвратили нарушений безопасности движения поездов. Наше интервью – с заместителем начальника Октябрьской железной дороги – главным ревизором по безопасности движения поездов Максимом Рябовичем.
– Максим Алексеевич, как в цифрах выглядит картина состояния безопасности движения поездов на Октябрьской дороге?

– Статистика – самый объективный судья. В 2019 году железная дорога добилась перевыполнения целевого значения показателя безопасности на 8%. Уровень безопасности составил 0,847 событий/млн поездо-км, на 8% к уровню 2018 года сокращено количество случаев дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах. По итогам четырёх месяцев 2020 года также достигнуто выполнение показателя безопасности движения. Коэффициент составил 0,693 при 0,775 событий/млн поездо-км за аналогичный период 2019 года.

– Таким образом, всё это – результат адресной и целенаправленной командной работы?

– Прежде всего, отмечу, что на каждом из шести регионов Октябрьской дороги работают мои заместители, старшие ревизоры и региональные отраслевые ревизоры. В аппарате управления трудятся 11 дорожных отраслевых ревизоров. В состав аппарата входит отдел технического анализа, одной из основных задач которого является анализ информации о состоянии безопасности движения и нормативное сопровождение вопросов, находящихся в компетенции аппарата. Кроме взаимодействия с подразделениями функциональных филиалов и дочерних зависимых обществ мы активно взаимодействуем с сервисными компаниями. По вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций тесно сотрудничаем с федеральными органами – Ространснадзором, Росжелдором, прокуратурой, МЧС.

– Каким направлениям придаётся особое внимание?

– Путейский комплекс наиболее сложен в весенний период, когда возникающие при повышении температуры риски при содержании бесстыкового пути могут привести к сходам при поездной работе. Поэтому работе по контролю за содержанием пути и предупреждению реализации рисков мы уделяем особое внимание, и проводится она совместно с «владельцами» процессов.

– В чём заключаются основные задачи ревизорского аппарата?

– К ним относится осуществление контроля за организацией в территориальных подразделениях функциональных филиалов, дочерних и зависимых обществах ОАО «РЖД» работы по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, транспортных происшествий и иных событий, а также контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, корпоративных норм, правил, регламентов и стандартов в области обеспечения безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Благодаря риск-ориентированному подходу к профилактике нарушений безопасности движения в 2019 году на полигоне Октябрьской по вине работников не было допущено ни одного транспортного происшествия. Отмечу, что по итогам 2019 года из 201 прокатегорированного структурного подразделения в зону контроля с недопустимым риском отнесено 36 подразделений, каждому из которых нами уделяется повышенное внимание.

При непосредственном участии аппарата на Октябрьской дороге проводится корпоративная сертификация системы менеджмента безопасности движения. За последние два года структурным подразделениям на полигоне железной дороги, центрам и филиалам ОЖД было выдано 39 сертификатов соответствия обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса.

– Максим Алексеевич, какими, на Ваш взгляд, качествами должен обладать ревизор?

– Хороший ревизор, в первую очередь – это специа­лист самого высокого уровня. Для того, чтобы разбираться в своём деле, он должен отлично знать нормативные документы, содержание инфраструктуры. Кроме того, профессиональным стандартом, утверждённым приказом Минтруда России от 9 января 2017 года № 4н, установлено обязательное требование к квалификации ревизора – он не менее трёх лет должен отработать на руководящих должностях по профилю деятельности. Что касается человеческих качеств, то, считаю, что для хорошего ревизора самыми важными должны быть принципиальность и честность, умение не поступиться своими принципами, от этого зависит порой жизнь и здоровье людей.

– Какой опыт предыдущей работы пригодился Вам на должности главного ревизора?

– Я думаю, что важна каждая ступень моей профессиональной биографии. Благодаря личному опыту я могу оценить поступки и действия помощника машиниста, машиниста, начальника депо, руководителя дирекции тяги. Мне был полезен опыт заместителя начальника отделения по инфраструктуре, когда я занимался реконструкцией линий Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петербург – Бусловская.

– Что было лично для Вас самым сложным в ревизорской работе?

– Если говорить в целом, то любое расследование транспортных происшествий и событий всегда бывает сложным, ведь ревизору надо собрать массу необходимой информации, сохраняя при этом беспристрастность и честность.

Иногда со стороны кажется, что ревизор только запрещает и наказывает. На самом деле, указывая на недостатки, мы, зачастую, предупреждаем реа­лизацию факторов риска, совокупность которых может привести к трагедии.

Вот почему очень важно поощрять и мотивировать лучших сотрудников аппарата и каждого работника полигона железной дороги, которые вносят свой вклад в обеспечение безаварийного перевозочного процесса. У нас на железной дороге есть целое направление – «Вектор безопасности». Также отмечаем людей в рамках лимита начальника железной дороги по итогам комиссионных осмотров, за победу в викторине на знание Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, за предупреждение нарушений безопасности движения, поощряем лучших общественных инспекторов. И это мощнейший инструмент, результативность которого подтверждается уже не первый год.

– Изменилась ли работа ревизоров за эти годы? Какие современные технологии и подходы используют ревизоры в своей деятельности?

– Конечно, изменилась. В 1937 году ревизорский аппарат создавался для предотвращения аварий, которых тогда были сотни и тысячи. Сейчас железная дорога по безопасности лидирует среди других видов транспорта, конечно, в этом есть и заслуга ревизоров по безопасности движения.

Что касается новых подходов, то мы стали более открытыми, мобильными, используем современные технологии. А прямое и адресное взаимодействие с функциональными филиалами минимизирует факторы риска, которые влияют на безопасность движения. Применение ревизорских предписаний, ревизорских представлений и ревизорских указаний позволяет поддерживать процесс обеспечения безопасности движения поездов в управляемом состоянии.

Ревизорский аппарат активно участвует в разработке и внедрении передовых методов, направленных на совершенствование технологических процессов и обеспечение безаварийной работы. Например, в настоящее время совместно с Департаментом безопасности движения ОАО «РЖД» ведётся активная работа по внедрению процессного подхода и проектированию процессной модели управления аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов.

В целях повышения уровня открытости и прозрачности контрольно-ревизионной деятельности на Октябрьской железной дороге разработан проект её интеграции в цифровую среду холдинга «РЖД». Для данных целей создана рабочая группа по разработке концепции мобильного рабочего места ревизора по безопасности движения поездов. Основными задачами проекта являются: оптимизация временных затрат ревизоров при проведении мероприятий по контролю, повышение качества устранения выявленных несоответствий за счёт интеграции данных об итогах проведённой проверки в систему ЕК АСУИ, а также автоматизации процесса применения ограничений и запретов на основании применённых запретных мер и определение объектов первоочередного контроля. Проект был представлен на сетевой школе передового опыта заместителей начальников железных дороги – главных ревизоров по безопасности движения поездов в Туле в марте текущего года.

– Что Вы пожелаете своим коллегами в их профессиональный праздник?

– Прежде всего, хочу пожелать крепкого здоровья бывшим работникам аппарата, ветеранам. Их компетентность, кругозор, умение решать любые вопросы создали основу нашей нынешней работы, а конструктивность и взвешенность были примером для подчинённых и коллег.

Всем коллегам также хочется пожелать здоровья, оптимизма и весеннего настроения. Их труд невероятно важен.

Задача ревизорского аппарата – это не только контроль. Это, прежде всего, анализ и выработка рекомендаций по улучшению процессов. Это компетентность и профессионализм. Хороший ревизор, зачастую, двигатель прогрессивных идей, поэтому желаю всем коллегам нестандартных решений.


Беседовала Марина Литвинова