13 августа 2020 17:45

13 августа 2020 17:45

фото: иван куртов

Такое разнообразие союзов

Как известно, первоначально Железнодорожный союз возник в ходе революции 1905 года и был воссоздан сразу же после Февральской революции 1917-го.
Произошло это 6 ап­реля в помещении Городской думы столицы, когда открылась Всероссийская конференция, на которую съехались 250 делегатов всех железных дорог, как эксплуатируемых, так и строящихся, за исключением южных и Средне-Азиатской. 21 апреля было объявлено о воссоздании Всероссийского железнодорожного союза. Он являлся проправительственным и не ставил целью политическую борьбу. Конференция избрала исполком из 15 человек, которому поручили созвать 15 июля учредительный съезд.

Ровно в назначенный день состоялось открытие первого Всероссийского учредительного съезда железнодорожников. На нём 416 делегатов от 75 железных дорог России избрали Центральный исполнительный комитет, Викжель – 41 человек, подавляющее большинство из которых поддерживали правительство. В частности, съезд выработал шкалу экономических требований, но с проведением её в жизнь не спешил: МПС было против. Керенский заявлял, что во времена, когда Родина страдает (имея в виду не лучшее положение на фронтах Первой мировой), требования железнодорожников несвоевременны. И когда большинство работников магистралей стали требовать начала всероссийской стачки, Викжель её не поддержал. Словом, роль лидера в борьбе рабочих за свои права организации оказалась явно не по плечу. Другое дело – правовая помощь или разработка принципов культурно-массовой работы…

Впрочем, не всё шло гладко и с профстроительством. На российских магистралях было такое разнообразие са­мых разных профессий, что при избрании делегатов по территориальному признаку не каждый представитель мог попасть в их число либо иметь среди них должное, по их мнению, представительство. Поэтому началось создание союзов по профессиональному признаку – так называемых ленточных.

Одними из первых о создании своего союза заявили инженеры путей сообщения. 23 ап­реля состоялось учредительное собрание союза техников, окончивших технические железнодорожные училища. 24 апреля в Москве в столовой при товарной конторе Северной железной дороги был создан союз младших служащих железных дорог, Маджель. Он объединил составителей поездов, сцепщиков вагонов, стрелочников, проводников, сигналистов, башмачников, ламповщиков и сторожей. Всероссийский железнодорожный союз Маджель не признал, а вот министр путей сообщения Николай Некрасов дал добро на его существование. То же можно сказать и о созданном в мае профсоюзе паровозных бригад. Его Некрасов расценил… как секцию Всероссийского союза.

12 июня возник профсоюз мастеровых и работников мастерских и депо Петроградского узла, 7 июля – Союз агентов технико-распорядительного движения Николаевской дороги, Сатерд, свои заседания в дальнейшем проводивший в Бологом. Имели свои союзы кондукторские бригады, агенты по передаче грузов, весовые техники… Некоторые из них вскоре вошли в состав Викжеля.

Интересно разно­образие политических позиций профсоюзов. Так, Маджель поддерживал большевиков, Сатерд – Временное правительство. Члены профсоюза движенцев были настроены контрреволюционно, тяги – по-разному. А в союзе путейцев царили монархические и кадетские взгляды. Но важно отметить, что Викжель на этом фоне, объявив, что является профсоюзной организацией всех железнодорожников, занял нейт­ральную позицию. И постарался её выдержать, хотя это было непросто.

Тем не менее, во время Корниловского мятежа петроградское бюро Викжеля постаралось сделать всё возможное, чтобы парализовать Корнилова. Московское бюро позже приняло участие в организации отпора атаману Каледину. Первое советское правительство Викжель не поддержал, заявив, что в таком составе оно не отражает «интересов всей демократии». Но когда к нему за поддержкой обратился Комитет спасения Родины, созданный для борьбы с большевиками, Викжель и ему отказал. А затем попытался прибрать к рукам руководство ведомством путей сообщения…

После Октябрьской революции стало очевидно, что организация с такой направленностью существовать не могла, и в ходе созванного в конце 1917-го Чрезвычайного Всероссийского железнодорожного съезда Викжель был ликвидирован, а ему на смену пришёл более лояльный властям Викжедор. Но даже такой ярый критик этой организации как Павел Вомпе признал, что нейтралитет Викжеля помог избежать самого страшного: гражданской войны среди железнодорожников разных политических убеждений, и магистрали сохранили свои функциональные способности.

Алексей Островский