31 мая 2020 19:37

31 мая 2020 19:37

фото: иван куртов

Чистота – залог работоспособности макета

В Музее железных дорог России 26 мар­та проходила очередная еженедельная чистка макета Царскосельской железной дороги. Обычно комплексное продолжительное техническое обслуживание музея проводится по выходным дням – в четверг. В этот раз из-за того, что музей закрыт на карантин, техническому обслуживанию удалось уделить больше времени и выполнить работы в большем объёме.
«Мы чистим макет, проверяем инженерные системы и системы мультимедийного отображения – это контент, автоматика, освещение», – рассказывает руководитель инженерных систем Комбината музейно-выставочного искусства (ООО «КМВИ») Сергей Голланд. ООО «КМВИ» – музейная компания полного цикла. Сотрудники создают музеи: придумывают концепцию, реализовывают её, затем обслуживают.

Так как макет открыт и не герметичен, со временем накапливаются пыль, влага, вследствие чего паровозики могут потерять контакт с рельсами и перестать ездить. Чтобы этого не произошло, специально обученные сотрудники музея чис­тят макет дороги ежедневно, а комплексные регламентные работы проводятся еженедельно.

Инсталляцию нужно поддерживать в рабочем состоянии постоянно. Сроки и стоимость восстановления макета, если он вый­дет из строя, зависят от множества факторов, например, наличия необходимых моделей на складах поставщиков.

«Хотелось бы, конечно, производить проверку и отладку в течение двух дней, но мы не можем вести свои работы при посетителях, а музей пользуется популярностью у туристов, здесь всегда много гостей. Поэтому мы с руководством музея нашли компромисс – приезжаем в один выходной и тщательно всё проверяем», – объясняет Сергей Голланд.

На чистку конструкции – рельсов, каналов, «земли», закреплённых на ней маленьких фигурок людей, деревьев, животных, других предметов, уходит 2–3 часа. Ещё проверяются и чистятся проекторы и контроллеры автоматизации макетов. Отдельно чистятся паровозы.

«Мария и Анна чистят специальным пылесосом макет, а Михаил в это время – паровозы», – говорит Сергей Голланд.

Обычно в музее – по две тысячи посетителей в день, многие приходят с утра и остаются до закрытия. Обзорная экскурсия длится два часа, любая тематическая – дольше.

Музей работает с 2017 года. Его открытие было приурочено к 180-летию Российских железных дорог. Часть экспозиций музея разместили в бывшем здании паровозного депо, а в новом корпусе – крытой экспозиционной площадки – разметили редкую железнодорожную технику. Такой музей – единственный в России и в Европе, по праву признан одним из лучших технических музеев мира. У некоторых экспонатов нет аналогов, например, паровоз на катках или тот же макет Царскосельской железной дороги.

Протяжённость Царскосельской железной дороги – 27 км, а на макете она уместилась в 9 метров. Для этого макетчики использовали художественный приём: макет создали монохромным в виде гравюры и добавили фигуры людей и животных, оживляющих пейзаж, но не связанных с общим сюжетным действием.

«У нас получился театрализированный макет. В нём совмещены историческая достоверность – на макете сохранился Введенский канал, который сейчас засыпан, – и интересные художественные решения. Он как сконцентрированный образ железной дороги», – рассказывает про разработку макета Алексей Струк, генеральный директор исторического музея-макета «Петровская Акватория». Они давние партнёры ООО «КМВИ», и помогали делать макет Царскосельской железной дороги для Музея железных дорог России. Всё в совокупности – художественная подача, историческая достоверность, мультимедийное оборудование, воспроизводимый контент – делают этот макет уникальным.

Из-за введённого карантина перед командой ООО «КМВИ» встал серьёзный вопрос: продолжать работы обслуживающей бригады в штатном режиме или законсервировать инсталляции. Так как это не те системы, которые можно включить, запустить, а потом просто выключить. Если на длительное время отключать макет, то потом нужно заново отлаживать все механизмы и запускать систему по-новому. Если железная дорога решит, что на следующей неделе все уйдут на каникулы, то макет нужно будет законсервировать.

Ольга Беляева