11 августа 2020 13:49

11 августа 2020 13:49

фото: иван куртов

Мост из прошлого в будущее

В пятницу, 13 марта, в филиале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ (ЦМЖТ РФ) – в Музее мостов состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 175-летию со дня рождения строителя железнодорожных мостов Николая Аполлоновича Белелюбского.
Сначала представители кафед­ры «Мосты» ПГУПС и сотрудники ЦМЖТ РФ возложили цветы к могиле гениального инженера на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. «По проектам Белелюбского построено более 100 мостов, общей протяжённостью свыше 17 км, при этом большая часть – железнодорожные, – отметил и.о. зав­кафедрой «Мосты» ПГУПС Сергей Чижов. – Во второй половине XIX кафедра мостостроения Петербургского института инженеров путей сообщения, которую профессор возглавлял более 40 лет, занимала одно из ведущих мест в мире. Под его руководством закладывались технологические направления, которых в течение многих десятилетий придерживалось несколько поколений оте­чественных мостостроителей».

В музее гостями мероприятия стали руководители ведущих организаций в сфере содержания, проектирования и строительства мостов, руководители и представители профильных кафедр по направлению «Мостостроение» вузов Санкт-Петербурга.

С приветственным словом от председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Администрации Санкт-Петербурга Андрея Левакина выступил Директор СПб ГБУ «Мостотрест» Андрей Кочин.

«Уже в 24 года Белелюбский разработал проект реконструкции деревянных мостов на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва, – рассказала заведующая отделом истории строительства железных дорог и мостостроения ЦМЖТ РФ России Ирина Трунова. – В течение трёх лет он работал над созданием 60 металлических мостов, находящихся на Николаевской железной дороге. В целях сокращения сроков строительства Николай Аполлонович произвёл расчётно-конструкционные и производственно-организационные работы по реконструкции деревянных мос­тов магистрали. Именно эта деятельность принесла ему всероссийское признание».

Сегодня в коллекции ЦМЖТ РФ хранится семь моделей мостов, спроектированных инженером, подлинный прибор для изучения профиля рельсов, которым он пользовался, а также обширный фото- и документальный материал, рассказывающий о практической деятельности Белелюбского в период подъёма в строительстве железных дорог. К слову, кроме работы на магистрали, соединяющей Санкт-Петербург и Москву, Николай Аполлонович являлся строителем мостов через реки Уфа и Белая на Самаро-Златоустовской железной дороге (ныне Южно-Уральской), через Иртыш, Тобол, Ишим, Обь и другие реки на Транссибе, через Дон на Юго-Восточной дороге; через Бузан (рукав Волги) у Астрахани на Рязано-Уральской и других.

«Современные технические знания накоплены ценой усилий многих выдающихся инженеров, учёных и исследователей прошлого, – сказал на мероприятии директор ЦМЖТ РФ Владимир Мителенко. – И нам важно не только помнить и чтить славные имена этих выдающихся личностей, но и регулярно осмысливать прошлое инженерии, соотнося его с современным состоянием профессии. Такой подход, уверен, поможет точнее предвидеть и прогнозировать будущее».

Елена Харламова