04 июня 2020 11:42

04 июня 2020 11:42

фото: архив предприятия

Важные миллиметры

В процессе эксплуатации локомотива информация о фактичес­ких диаметрах бандажей колёсных пар имеет большое значение, в первую очередь в связи с имеющимися жёсткими ограничениями по разнице данного параметра в комплекте под локомотивом: в тележке, в колёсной паре.
Так, например, разница диаметров бандажей у колёсной пары после обточки без выкатки допускается не более 1 мм (а в случае, если обтачиваемое колесо прошло обыкновенное освидетельствование – не более 0,5 мм), при этом станки, используемые на сети дорог, не имеют встроенного оборудования, позволяющего произвести замер диаметра бандажа. Его трудно произвести без выкатки колёсной пары из-под локомотива. Это обусловлено в первую очередь наличием тяговой зубчатой передачи и конструкцией тормозной рычажной передачи.

Неоднократные попытки применения косвенного метода измерения бандажей с применением радиусомеров, индикаторных скоб (по хорде) оказались неудачными из-за несовершенства средств измерений: отсутствия единой «точки опоры» у радиусомеров и низкой точности измерений по причине конструкционных особенностей механических индикаторных скоб.

Параметр «толщина бандажа» используется для определения его расчётного диа­метра, при этом опыт практического применения указывает на недостаточную степень точности итогового значения расчёта для анализа данных и свое­временного выявления предотказного состояния локомотивов. При определении диаметра бандажа в качестве исходных данных принимаются толщина бандажа и диаметр колёсного центра, найденные путём прямых измерений. При этом параметр «толщина бандажа» измеряется постоянно в течение жизненного цикла бандажа, так как он подвержен изнашиванию

в процессе эксплуа­тации. Параметр «диа­метр колёсного центра» измеряется только в рамках технологического процесса насадки бандажа и принимается для расчёта как постоянная величина на весь период его жизненного цикла.

Основными недостатками такого метода являются:

1. Отсутствие возможности проверки точности измерения диаметра обода колёсного центра. Замер диа­метра обода производится перед насадкой бандажа. Нужно учесть, что всем известно чертёжное значение данного параметра. Представим, что обод изначально имеет размеры, выходящие за пределы допустимого, либо исполнитель не считает нужным просто скрупулезно записывать данные применительно к каждому бандажу. Понятно, что до следующей смены бандажа никто не сможет перепроверить размеры. Вывод – формально записанное значение диаметра обода колёсного центра сделает невозможным точно рассчитать диаметр бандажа.

2. Отсутствие возможности контроля соответствия торца прижимного бурта посадочной поверхности бандажа. При обжиме стопорного кольца бандажа на прессе происходит деформация прижимного бурта, приводящая к смещению его торца от посадочной плоскости бандажа (см. рис.). Технологией предписывается подрезание торца прижимного бурта до посадочной плоскости (фактически до диа­метра обода колёсного центра). На практике данная операция выполняется не всегда со 100-процентным соблюдением технологии. В ряде случаев торец бурта либо не подрезается вообще, либо подрезается до чертёжного диаметра обода. Выявлены случаи, когда расчётный метод определения диа­метра бандажа приводил к погрешности значений до 15–20 мм по указанной причине.

3. Фактическое состояние торцевой части прижимных буртов. Опорной поверх­ностью для средств измерения толщины бандажа является торец прижимного бурта. При этом необходимо учитывать, что с одной стороны торец бурта и зона бандажного кольца являются накопителями грязи, препятствующей точному измерению, с другой стороны, торец может повреждаться при эксплуатации и ремонте (осаживание бандажного кольца при монтаже, остукивание при эксплуатации, неаккуратная подрезка прижимного бурта, повреждения при внутрицеховых перемещениях колёс и т.д.). Кроме того, при проточке прижимного бурта может возникнуть эллипсность и толщина одного и того же бандажа в разных сечениях будет отличаться.

4. Человеческий фактор и логические барьеры. Расчётный метод определения диаметров бандажей имеет явные минусы. На результаты замеров влияет, в том числе, и человеческий фактор.

Логические барьеры, установленные для параметров: толщина и диаметр бандажей, провоцируют искажения отчётности в автоматизированных системах. Например, запрет на ввод большего значения толщины бандажа по сравнению с предыдущим не поз­воляет ввести фактический параметр толщины бандажа, даже в том случае, если предыдущий замер был явно сфальсифицирован. Также запреты, связанные с разницей диаметров бандажей, влекут искажения параметров для возможности их регистрации в автоматизированной системе (АРМ «Техник по замерам»).

5. Затраты времени на производство расчёта и трудоёмкость корректного учёта диаметра обода. При массовых замерах колёсных пар, сменах колёсных пар учёт диаметров ободов колёсных центров для расчёта диаметров бандажей является трудоёмким процессом, требующим постоянного контроля.

На сегодняшний день это одно из узких мест в технологии ремонта и обслуживания локомотивов не только на Октябрьской, но и на всех магистралях сети. Наличие проблемы диктует необходимость поиска новых технологий и быстрейшего их внедрения. Это задача для учёных, разработчиков и для специалистов, занятых в процессе ремонта и диагностики средств транспорта.

Ирина Кейнянен, ведущий технолог Октябрьской дирекции тяги

На правах рекламы