08 апреля 2020 14:08

08 апреля 2020 14:08

фото: иван куртов

Паровоз-труженик и яркий актёр

За долгую работу на магистралях легендарные «Сушки» внесли огромный вклад в историю железных дорог и... кинематографа

В феврале легендарный паровоз серии Сʸ отмечает своё 95-летие. Эти локомотивы были спроектированы в конструкторском бюро Коломенского завода, на базе курьерского паровоза дореволюционной постройки серии СВ. Есть две версии появления названия: по одной имя «Сʸ» означает «Сормовский усиленный», по другой – сокращение от фамилии своего отца-изобретателя, инженера Константина Николаевича Сушкина. Серийное производство новинок началось в 1925 году.
«В 20-е годы прошлого века ситуация с перевозками по железной дороге сильно изменилась, – сказал научный сотрудник Музея железных дорог России Юрий Ильин. – Грузовые перевозки из-за разрухи в стране заметно сократились, поэтому новые локомотивы не требовались. В то же время стали увеличиваться потребности в пассажирских перевозках. К тому же заводы остро нуждались в заказах. И тогда было решено создать пассажирский локомотив новой серии, который мог бы выпускаться на большинстве паровозостроительных заводов страны. Именно таким и стал паровоз серии СУ».

Выпуском этих локомотивов занимались Сормовский, Коломенский, Брянский, Луганский и Харьковский заводы. А сами паровозы стали свидетелями и участниками множества важных событий отечественной истории. Они возили санитарные поезда, военные и гражданские эшелоны во время Великой Отечественной войны и после неё, эвакуировали население из блокадного Ленинграда.

Эти паровозы запечатлены в большом количестве фильмов. Достаточно вспомнить хотя бы киноленту «Офицеры», где главные герои перемещаются на легендарных «Сушках». Без этих локомотивов не обошлись съёмки «Максима Перепелицы», «Девушки с характером», «Подсолнухов». А в киноленте «Путь славы» так и вовсе есть отдельная реплика, этой технике посвящённая. «Красивая машина и трудная, – говорит железнодорожник деревенской героине. – Это вам не шутка – на паровозах работать».

Выпуск «Сушек» продолжался до 1951 года. За это время было создано около 2600 локомотивов, имевших четыре выпуска. У каждой из модификаций и сейчас находятся свои поклонники.

«Сушка» – одна из моих любимых машин, – говорит машинист паровозов эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский Вадим Гуков. – Для техники тех времён они достаточно удобны в управлении. Пассажиры ретропоездов в Гатчину, Павловск и Бологое могут оценить их мягкий ход. А меня восхищает их внешний вид: спицы на колёсах делают их как будто невесомыми. Выпущенные впоследствии паровозы с литыми колёсами уже не могут соперничать с ними в красоте и изяществе».

В 1970-е годы СУ сменили паровозы серии Л – так называемые «Лебедянки». Причина в том, что заводы перестали выпускать детали для «Сушек». Однако из обращения легендарные труженики были выведены не сразу. Так, ещё в 1975 году ежедневно прибывавший на Витебский вокзал Ленинграда поезд из Витебска, который тащил паровоз серии СУ, никого не удивлял.

Однако постепенно «Сушки», внёсшие огромный вклад в историю, всё же исчезли с железной дороги. Многие из них были уничтожены. Редким счастливцам повезло: их восстановили и сделали экспонатами железнодорожных музеев. Всего, по подсчётам специалистов, таких свидетелей паровозной эпохи в стране осталось лишь двадцать два. Один из них красуется в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге.

«Сейчас в нашей стране – только семь «Сушек» в рабочем состоянии, три из них принадлежат Октябрьской дороге, – сказал бригадир петербургского участка ремонта ООО «ЖД Ретро-Сервис» Алексей Грук. – Ещё одну мы к маю отремонтируем для Московской».

Как человек, который постоянно занимается ремонтом ретроподвижного состава, Грук убеждён: паровозы серии СУ – техника очень надёжная, и если за ними хорошо следить, они могут ещё долго радовать пассажиров, пуская клубы белоснежного пара и возя за собой ретропоезда.

Елена Харламова