17 февраля 2020 22:42

17 февраля 2020 22:42

фото: владимир саблин

Подвигу железнодорожников посвящается

На следующей неделе в самом сердце Санкт-Петер­бурга, в Петропавловской крепости завершает свою работу выставка «Железнодорожники во время войны». С 27 января её посетили более 1,5 тыс. человек.
На Соборной площади, у Никольской куртины представлены стенды с фотография­ми о создании и работе Дороги жизни и Дороги Победы. Кадры взяты из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Гости и жители Северной столицы могут увидеть уникальные снимки. Так, на одном из них хорошо виден маяк на мысе Осиновец. Он служил важным ориентиром на Дороге жизни. Ограждённая 400-мет­ровым каменным молом бухта Осиновец была выбрана одной из трёх точек, откуда начиналась водная Дорога жизни.

Автотракторная зимняя дорога с суточным грузооборотом в 4000 т прошла по маршруту мыс Осиновец – острова Зеленцы с разветвлением на Кобону и на Лаврово. Ледовая трасса приняла первые автомобили 22 ноября – на выставке представлены берущие за душу кадры зимней переправы.

Запоминаются снимки проложенной после прорыва блокады железнодорожной линии Поляны – Шлиссельбург – она была более эффективной заменой «Дороги жизни» для доставки грузов в блокадный Ленинград. Низководный дугообразный мост через Неву длиной 1300 м был сооружён там, где глубины не превышали 6 м. Строительство велось в сильный мороз в условиях бездорожья и под непрерывным вражеским артиллерийским обстрелом. Для ускорения производства дорогу строили по облегчённым условиям с кривыми малого радиуса и крутыми подъёмами, а вместо шпал порой использовали обычные брёвна. На фото – эстакада, по которой пролегали рельсы, посадка едущих в эвакуацию ленинградцев в вагон, грузовые поезда, вокзалы блокированного города, машинист в кабине паровоза.

Представлена галерея портретов работников железной дороги, которые трудились и сражались в дни блокады. Это и оператор поста живой связи Валентина Петрова, и старший машинист Глебов, сэкономивший 20 тонн горючего. Рядом – фотографии помощника машиниста Прасковьи Деруновой, главного кондуктора Синицына.

Фотовыставка у стен собора подготовлена Центром общественных связей ОЖД. Экспозиция вблизи памятника, замаскированный шпиль которого тоже стал символом стойкости и сопротивления ленинградцев – важный штрих в общей картине памяти.

Владимир Саблин

Элемент не найден!