31 марта 2020 01:45

31 марта 2020 01:45

фото: иван куртов

В «Ласточки» берут только лучших

Корреспондент «Октябрьской магистрали»» провёл день в роли разъездного кассира

По итогам конкурса профессионального мастерства среди контролёров-кассиров билетных-разъездных (ККБР) АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» за четвёртый квартал прошлого года победительницей стала ККБР Балтийского направления Елена Ларина.
В этот день на перроне Балтийского вокзала я стояла в форме разъездного кассира. На плече – кондукторская сумка, в руке – контрольно-кассовая техника (ККТ). Сегодня – я стажёр, работающий в электропоезде «Ласточка».

«Первый электропоезд в моём маршруте отправляется от перрона Балтийского вокзала в 7.00, – говорит мой наставник Елена Ларина. – Значит, разъездные кассиры должны прийти на вокзал заранее, чтобы до отправления в рейс получить контрольно-кассовую технику и размен». Для представителей этой специальности работа в «Ласточке» является престижной, сюда берут только лучших. Этот состав более комфортабелен в сравнении с традиционными электричками. Здесь обязательно есть кондиционер и туалет, а значит работать в нём гораздо удобнее.

Кстати, по словам разъездных кассиров, когда «Ласточки» только появились на маршрутах, пенсионеры даже боялись в них заходить, поскольку новые поезда им казались слишком шикарными и дорогостоящими. Со временем представители старшего поколения осознали, что разница в стоимости билетов на традиционный электропоезд и «Ласточку» не значительна, и по заслугам оценили предлагаемый им в новых составах комфорт.

Машинист объявил об отправлении, и поезд начал движение в направлении станции Калище. Мы с Еленой приступили к контролю оплаты проезда. «Доброе утро! Предъявите, пожалуйста, проездные документы и документы, подтверждающие право на льготу», – официальным голосом произношу я, как того требует технология работы. Пассажиры послушно протягивают билеты, кто в бумажном, кто в электронном виде. Обладателей электронных билетов мы просим предъявить паспорт для сверки его реквизитов с отсканированным на ККТ билетом. В случае с пассажирами, имеющими льготный билет, в режиме валидации на контрольно-кассовой технике проверяем соответствие льготы, записанной на карту, предъявленному проездному документу. К слову, сам по себе кассовый аппарат довольно тяжёл – весит около килограмма.

Мы дошли до конца вагона и не обнаружили ни одного безбилетника. Пожилая пассажирка после предъявления своего льготного билета попросила нас оформить ей ещё один – на завтра: «чтобы сразу идти на перрон, минуя кассу», – объяснила она свою просьбу. Считывание льготной карты, несколько быстрых нажатий на кнопки кассы, пара секунд – и новый проездной документ готов.

«На станции, оборудованные турникетами, «зай­цам» попадать крайне сложно. А вот люди, которые сели на «Ласточку» с билетом в поезд категории «Стандарт», встречаются, – говорит Ларина. – В таком случае, мы просим их заново приобрести билеты в состав нового образца по полной стоимости прямо у нас, а в случае отказа – предъявить паспорт для оформления штрафа. И рекомендуем, не дожидаясь судебных исков от СЗППК, оплатить его в течение нескольких дней. Удаление безбилетного пассажира из поезда сейчас происходит крайне редко. Мы стараемся в любой ситуации находить баланс между соблюдением технологии и конкретной жизненной историей, ведь оставить человека ночью на небольшой станции, с плохой транспортной доступностью, – значит, подвергнуть его жизнь опасности».

Согласно инструкции, два разъездных кассира, каждый в сопровождении сотрудника Частного охранного предприятия (ЧОП), двигаются из разных концов поезда навстречу друг другу. «Все наши кассиры хорошо знают законодательство, – утверждает старший инструктор Балтийского направления Елена Дробова. – Если кто-то из пассажиров ведёт себя излишне эмоционально, помогает знание федерального законодательства, правил перевозок пассажиров и нормативных документов, позволяющих сделать общение с пассажиром конструктивным. Когда кассир корректен, но в тоже время уверен в себе и своей правоте, это помогает правильно построить диалог. Не последнюю роль играет и сопровождение кассира сотрудником ЧОП. Кстати, как замечают сами железнодорожники, другие пассажиры, увидев агрессивное поведение, обычно встают на сторону кассира, предлагая ему, в случае необходимости, подтвердить справедливость его претензий в письменном виде.

Проверка в поезде завершена, и мы выходим на станции Стрельна. Оказывается, не всегда кассиры едут до конечной станции, бывает, что покидают состав на промежуточных и садятся в поезд, следующий в обратном направлении. Так определено маршрутом проверки.

На платформе холодно. Остановочный павильон не спасает от ледяного ветра.

«До электрички ещё 15 минут, – обращаюсь к Елене Лариной. – Может, мы пока в кафе зайдём, чаю выпьем?»

«Что вы, – отвечает она. – Мы же с деньгами. У нас размен, выручка. Нам инструкцией запрещено уходить с маршрута и покидать территорию железнодорожных станций и вокзалов». Зато в свой обеденный перерыв кассиры могут провести время в комнате отдыха по своему усмотрению: перекусить, предварительно погрев еду в микроволновке, почитать или вздремнуть.

«В нашей работе сильно эмоциональное напряжение, поэтому надо уметь быстро переключаться, – говорит старший инструктор Елена Дробова. – Бывает, в одном вагоне пассажир тебе наговорит грубостей, идёшь, как в воду опущенная, а в другом улыбнётся, скажет комплимент, и на душе снова спокойно и светло».

Но несмотря на большую нагрузку, в должности разъездных кассиров подчас работают целые семьи. «Две пары у нас прямо на линии и познакомились, – продолжает инструктор. – А Надежда и Алексей Ивановы вскоре поженились. Теперь мы стараемся ставить мужа и жену в одну смену, чтобы у людей были совместные выходные. А ещё есть мама с дочкой – Надежда Трафимович и Виктория Шарина, их, как правило, отправляем в разные рейсы, чтобы дочь могла проявить свою самостоятельность».

Сейчас в СЗППК работает 548 кассиров, из них 74 – мужчины. 189 человек от общего количества – работники до 25 лет. Однако чаще эту специальность всё же выбирают женщины старше 35 лет, поскольку сменный характер работы даёт им возможность заниматься домом и семьёй.

«Трудоустройство кассира начинается с подачи резюме и собеседования, – говорит старший инструктор. – Если по результатам этих этапов человек подходит, его приглашают в пробную поездку. Там наставник присматривается к кандидату, к его умению общаться с пассажирами, способности быстро усваивать информацию и овладевать техникой. А сам новичок в это время для себя решает, подходит ли ему такая деятельность. И если желания совпадают, человека трудоустраивают и отправляют на двухнедельные курсы, дающие базовые навыки профессии».

Елена Харламова