17 февраля 2020 22:33

17 февраля 2020 22:33

фото: архив предприятия

Как уйти от старых шаблонов

На прошлой неделе работники Санкт-Петербург-Мос­ковской дистанции пути получили электронные шаблоны новой модели.
Электронный путевой шаблон – это штанга, на которой размещены датчики для измерения геометрических параметров рельсовой колеи и износов стрелочных переводов. Имеется электронный блок для управления, обработки и передачи данных. Определение местоположения происходит с помощью системы GPS/ГЛОНАСС. Электронные шаблоны могут быть дополнены мобильным рабочим местом (МРМ) в виде смартфона в ударопрочном корпусе. С его помощью данные передаются в АС ЕКАСУИ. Передача информации производится по защищённому каналу связи с применением программного обеспечения криптозащиты ViPNet клиент.

«Раньше контролёр шёл вдоль колеи, производил замер, данные записывал в книгу ПУ, а по прибытии заносил информацию в систему ЕКАСУИ, – рассказал главный инженер службы пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Кирилл Скоморохов. – При этом возникали проблемы с достоверностью сведений, ведь данные заносились вручную. Требовалось до минимума снизить человеческий фактор. Теперь такой же с виду переносимый шаблон способен снимать геометрию, износ – всего до 82 видов параметров пути. Процесс передачи в АСУ автоматизирован. По сути, контролёр становится оператором при шаблоне».

Уже в начале испытаний на ОЖД была поставлена задача оснастить прибором все подразделения, осуществляющие содержание пути на скоростном ходу Москва – Санкт-Петербург – Бусловская, в том числе Санкт-Петербург-Московскую дистанцию пути. Здесь три месяца проходила опытная эксплуатация изделия, после чего началась уже плановая работа с ним.

«При опытной эксплуатации, согласно полученному распоряжению, каждый контролёр выходил на линию с двумя шаблонами – механическим и новым, электронным, – рассказал бригадир по контролю состояния пути Владислав Литавар. – Непросто, но все 16 работников бригады терпеливо изучали новый для себя материал. Каждый день появлялись замечания к конструкции и программному обеспечению. Обратная связь с разработчиками и Отраслевым центром разработки и внедрения информационных систем РЖД (администратор ЕКАСУИ) поддерживалась ежедневно. По каждой проблеме мы онлайн общались с конструкторами, и недочёты быстро устранялись. Это была поистине коллективная работа, вовлечены были все контролёры. Инженеры приезжали к нам, проводили круглые столы, обсуждения, шёл обмен опытом с другими дистанциями пути, где внедряется прибор».

Напомним, что первые автоматизированные электронные путевые шаблоны поступили на Октябрьскую дорогу два года назад. За это время в дистанциях пути, где проводилась их опытная эксплуатация, накоплен колоссальный опыт.

Электронный шаблон имеет смысл применять при контроле стрелочных переводов. На прямых участках носить и переставлять прибор каждые полтора метра неразумно. Поэтому эффективнее использовать путеизмерительную тележку.

Технология работы с электронным шаблоном выглядит так. Перед выходом на путь контролёр создает на ПК или самом МРМ задание, вводит перечень проверяемых стрелок. Затем на поле подключает прибор к устройству, выбирает нужную стрелку, устанавливает, нажимает кнопку «Действие». После прохода по всему стрелочному переводу нажимает кнопку «Выполнить» – и данные уходят в ЕКАСУИ, проверяются на допуски, автоматически формируются инциденты. Как появится сноровка, процесс пойдёт быстрее, чем с ручным прибором. Правда, пока часть инцидентов вводится вручную – прибор не сможет выявить недочёты в верхнем строении пути: раскрученные болты, неприлегания остряков к рамным рельсам, вертикальные и горизонтальные ступени и т.д.

«На полигоне нашей дистанции – более тысячи стрелочных переводов, – продолжает Влади­слав Литавар. – Перерыв в движении найти сложно, и выгода от автоматизации контроля стрелок очевидная. Правда, часть наших стрелок скоростные, и они выпадали из промера: первоначальная модель шаблона была неспособна охватить переводы с подвижным сердечником и непрерывной поверхностью катания».

Потому на прошлой неделе на предприятие поступили новые электронные шаблоны ШЭП-2. Возможности этого прибора ши­ре, он способен замерять большее количество различных проектов стрелок, хотя конструкция сложнее и технология работы с ним отличается.

Сейчас электронный шаблон осваивают работники 11 дистанций пути ОЖД. В перспективе на скоростном ходу Москва – Санкт-Петербург – Бусловская все лица, занимающиеся промером – начальники дистанций, дорожные мастера, контролёры – будут работать с автоматическим прибором. Благодаря полному внедрению электронных приборов контроля пути появится возможность повысить точность информации, создать адресный архив, историю изменения геометрии и параметров по каждому стрелочному переводу с тем, чтобы непрерывно отслеживать его состояние.

Владимир Саблин

Элемент не найден!