24 февраля 2020 20:08

24 февраля 2020 20:08

фото: центральный гос. архив кинофотофонодокументов спб

Долгая дорога первопроходца

День 7 февраля – дата прибытия в блокадный Ленинград первого поезда с Большой земли – каждый год отмечается работниками Октябрьской железной дороги. Только им одним ведомо, какой колоссальный труд людей в чёрных шинелях лежал за торжественной встречей состава на Финляндском вокзале в холодный февральский день 1943 года.
Идёт время, всё меньше участников тех трагических и герои­ческих событий приходит к старым паровозам, стоящим на вечных стоянках, но тем сильнее интерес нынешних железнодорожников к военной теме: как же смогли их предшественники водить поезда и ремонтировать пути под сильным огнем противника, как выдержали весь ужас испытаний?

В этот день всегда вспоминают легендарного волховстроевского машиниста, первопроходца Дороги Победы, Почётного железнодорожника Ивана Пироженко. Теперь уже ни для кого не является секретом, что судьба этого мужественного человека сложилась трагически, что умер он в полном одиночестве и забвении, а похоронен на далеком севере, в Княжпогостском районе Республики Коми. В прошлом году газета «Октябрьская магистраль» писала о том, как работала на севере поисковая экспедиция, какое большое количество людей включилось в этот волонтёрский проект.

Установлен населённый пункт, где последние годы провёл Иван Пироженко. Это посёлок Синдор, расположенный близ одноимённой станции Северной железной дороги. Найдены свидетели этого периода его жизни. Точно известно кладбище, на котором покоится его прах. Но никакой, даже самой простой, таблички или креста, не сохранилось. По инициативе ветеранской организации Сос­ногорского региона Северной дороги изготовлен памятный камень. Как сообщила председатель совета ветеранов Галина Канина, памятный знак планируется установить в Синдоре к 9 мая 2020 года. Средства на этот камень собирались, что называется, всем миром, большая часть денег поступила от работников эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск (ТЧ-21 Северной дороги) и эксплуатационного локомотивного депо Волховстрой (ТЧ-21 Октябрьской дороги). Каждому из этих предприятий Иван Пироженко отдал по 14 лет своей трудовой деятельности. И в одном, и в другом депо был награждён знаком «Отличный паровозник».

Работу по организации доставки камня из Сосногорска и установке его в Синдоре взял на себя председатель совета ветеранов Княжпогостского железнодорожного узла Станислав Сиварев. Ему поможет Княжпогостская дистанция пути (ПЧ-29 Северной дороги), начальником которой он был долгие годы. По его признанию, у него свои счёты с войной. Все 872 дня ленинградской блокады в городе находились его бабушка и мама, которая была тогда ребенком. Маленький братик его мамы умер от голода. И установку памятного камня в честь машиниста, который привёл в голодающий город первый состав с продовольствием, он считает делом чести.

Мемориал памяти блокадного машиниста Ивана Пироженко появится в Сосногорске. Такое решение принято руководством Северной магистрали – начальником дороги Валерием Танаевым и его первым заместителем Игорем Наталенко. Их обоих, в прошлом руководящих работников Октябрьской железной дороги, хорошо знакомых с её военной историей, глубоко тронула судьба опального машиниста-героя. Где будет расположен мемориал, пока не сообщается. Скорее всего – на перроне нового железнодорожного вокзала в Сосногорске, строительство которого подходит к концу. Со­оружение памятного комплекса также должно быть завершено к 75-летию Победы. Выполнение этого ответственного проекта находится под личным контролем руководителя Сосногорского региона Северной железной дороги Тимура Шалашнёва.

Ещё одним, безусловно, положительным, итогом деятельности по сбору материалов об Иване Пироженко на Севере стал огромный интерес жителей Рес­публики Коми к теме блокады Ленинграда. Как рассказала директор Княжпогостского районного историко-краеведческого музея Оксана Киселёва, в залах музея, как никогда, много посетителей. Ещё в прошлом году, когда газета «Октябрьская ма­гистраль» начала поисковую дея­тельность в Княжпогостском районе, музей не только сразу откликнулся на просьбу о помощи, но и организовал поисковую экспедицию в Синдор.

В эти январско-февральские дни, когда отмечаются даты прорыва и снятия блокады, а также прибытия в Ленинград первого поезда с Большой земли, музей, по просьбе школ и других организаций, подготовил серию информационных сообщений и выложил их в социальных сетях. «Легендарный машинист Иван Пироженко похоронен в Княжпогостском районе», «Памяти ленинградской блокады», «За водой – с саночками», «Блокадные чудеса» – вот лишь несколько названий опубликованных материалов, которые содержат множество интересных фактов. Конечно, в этом районе есть свои герои – местные жители, участники войны и даже Герои Советского Союза. Теперь в ряду фронтовиков появится имя Ивана Пироженко, ему будет посвящена отдельная музейная экспозиция.

Как известно, в течение всей войны в блокадном Ленинграде выходила железнодорожная газета «Сталинец» (ныне «Октябрьская магистраль»). Листая её пожелтевшие страницы за февраль 1943 года, всякий раз выискиваешь упоминание о первом поезде с Большой земли, который привёл в Ленинград машинист Иван Пироженко. Нет, ни одного слова – ни о первом поезде, ни о бригаде, которая доставила его.

Несколько лет назад разгадать эту загадку помог директор издательства, которое печатало газету «Сталинец», Лев Григорьевич Мучник. Не так давно его не стало – он ушёл из жизни на 104-м году. Но остались его слова, записанные на диктофон. Он рассказывал, что к 7 февраля 1943 года была подготовлена целая газетная страница, но разрешение на её публикацию не было получено. Что ж, по соображениям военного времени, мера вполне понятная. Ленинградская блокада была тогда лишь прорвана, но не снята. Кто знает, куда могла попасть эта железнодорожная газета. Таким образом, и седьмого, и в последующие дни февраля выходили заметки о победах Красной Армии и работе железнодорожников в Ленинграде. Несмотря на то, что 7 февраля на Финляндском вокзале, как теперь хорошо известно, работали четыре ленинградских фотокорреспондента и всесторонне запечатлели прибытие первого поезда. А набор полосы про первый поезд был не просто отложен, он был рассыпан. И только 20 февраля появился материал, рассказывающий о каких-то опасных рейсах без упоминания каких-либо станций. Судя по всему, это и была Дорога Победы.

Сегодня, конечно, хорошо известно, что принесла Ленинграду эта легендарная дорога, которую железнодорожники называли «коридором смерти»: в первый же месяц её эксплуатации в десять раз возросли объемы поставок продовольствия, улучшилось его качество и ассортимент, увеличились нормы выдачи продуктов ленинградцам. Железнодорожники обслуживали эту линию, не претендуя на героизм. Для них это была обычная работа. А наша задача, пусть и через семь десятков лет, – отдать должное тем, кто это заслужил.

Татьяна Куценина