08 апреля 2020 23:31

08 апреля 2020 23:31

фото: иван куртов

В сутки – 85 свай

В Музее мостов расскажут о строительстве Дороги Победы, а также о том, какие подвиги и рекорды были с ней связаны

В филиале Центрального музея железнодорожного транспорта России (ЦМЖТ) в Санкт-Петербурге 23 января состоялось открытие выставки «Мосты блокадного города».
«Эта тема для нас стала актуальна в связи с открытием новой площадки – «Музея мостов», – сказала старший научный сотрудник ЦМЖТ Анна Костромидина. – Проект был подготовлен совместно с Архивным комитетом Санкт-Петербурга и СПб ГБУ «Мостотрест».

Новая выставка невелика, она располагается всего в одном зале. Однако информация, которая содержится здесь, подчас является открытием для посетителей.

Мосты Петербурга – не просто безмолвные свидетели самых тяжёлых лет в истории города, они важнейший элемент транспортной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность города, от их функционирования зависела его судьба. Как свидетельствуют документы и воспоминания очевидцев, для всех работников «Мостотреста» в период блокады настала непростая пора, механики были переведены на особое дежурство, они буквально жили внутри мостовых опор. Это позволяло оперативно тушить зажигательные бомбы, удалять неразорвавшиеся снаряды и устранять повреждения сооружений.

Немаловажным для спасения города являлся и тот факт, что многие мосты во время блокады маскировались под руины, а рядом с ними строились временные мосты-обманки, призванные отвлечь фашистов от настоящих.

Даже в самые тяжёлые для города дни мосты в Северной столице разводились. Был разработан специальный график, позволяющий обеспечить движение по Неве максимального количества военных кораблей, направляемых командованием Ленинградского фронта для выполнения боевых заданий.

Как отмечает Анна Костромидина, важная тема музейного проекта – это строительство и эксплуатация мостов Дороги Победы. В первые дни после прорыва блокады, чтобы построить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было создать переправу через Неву в районе только что освобождённого Шлиссельбурга. Нужен был мост. Решили соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Его строительство началось 24 января 1943 года. На работах были задействованы и военные, и гражданские, в основном женщины. И если в мирное время копровщикам (специалистам, занимающимся забивкой свай) за один рабочий день полагалось забивать 20 свай, то, строя мост через Неву в условиях войны, они забивали по 85 свай в сутки! Таким образом, голодные и измождённые строители перевыполняли норму более чем в 4 раза!

«О многих фактах из жизни блокадного города на выставке я услышала впервые», – сказала Светлана Уткина – одна из первых посетительниц выставки, пришедшая в музей в составе группы от социального центра «Ветеран» Василеостровского района Санкт-Петербурга.

«Наша экспозиция рассчитана на разные возрастные категории, – поясняет Анна Костромидина. – Надеемся, что детям, школьникам она не просто расширит кругозор и поможет усвоить дополнительный исторический материал, но и позволит по-настоящему проникнуться историей родного города и своих близких. Вместе с ребятами мы постараемся изучить важные, порой даже секретные документы и докладные записки блокадного периода, а главное, читая дневниковые записи и газетные заметки, узнаем, что искренне волновало в те годы ленинградцев».

Экскурсии по выставке будут проходить до конца мая. Коллектив музея думает над тем, чтобы в будущем сделать эту экспозицию переносной, умещающейся буквально в чемодан. Возможно, со временем она начнёт путешествовать по школам, и даст ученикам возможность более детально изучить историю «жизни» мостов блокадного Ленинграда.

Елена Харламова